Борьба с коронавирусом глазами российских полицейских: скандалы, штрафы и истерики
Следственный комитет России (СКР) начал проверку в отношении столичного полицейского, который превысил полномочия во время задержания нарушителя режима самоизоляции и избил его. Мужчина якобы употреблял во дворе спиртные напитки вместо того, чтобы сидеть дома. Между тем за то время, что действуют ограничения, связанные с пандемией коронавируса, это уже не первый инцидент, связанный с сотрудниками МВД. Им день и ночь приходится общаться с москвичами и гостями столицы, которые не желают оставаться в изоляции, — и отнюдь не всегда это общение проходит мирно. Столичные полицейские рассказали «Ленте.ру», как эпидемия изменила их работу и с чем им приходится сталкиваться в период всеобщей самоизоляции.
«У полиции нет плана по "палкам"»
Глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин
Сейчас у полицейских в Москве главная задача — убрать с улицы тех людей, которых там быть не должно. Нет цели штрафовать всех. Мы не хотим отбирать последние 4-5 тысяч у людей, которые и так лишились работы и денег. Полицейские — тоже люди, и они сейчас тоже выживают.
То же самое касается и «палок»: у полиции нет никакого плана по протоколам и задержаниям нарушителей изоляции. Имела место лишь нездоровая инициатива некоторых руководителей небольших отделов на местах. Такие хотели скорее показать свою работу и рвение — но их быстро остудили и запретили подобную практику на уровне главка. Сегодня никого не ругают за низкие показатели по протоколам за нарушение самоизоляции.
Сами люди к проверкам из-за коронавируса относятся по-разному. Мне сотрудник рассказывал, как остановил семью — родителей с ребенком. Стал спрашивать, куда они идут. Те растерялись — видно, подышать вышли. И тогда полицейский спросил: «Может, вы в аптеку шли?»
Родители сразу закивали — и вместе с ребенком поспешили домой, все поняли. Никакого протокола на них не составили. А есть наглые — такие почему-то часто катаются на дорогих японских иномарках. Они хамят и возмущаются действиями полицейских. Понятно, что на них сотрудники составляют протоколы по полной программе.
Между тем в московской полиции уже есть подразделения, где выявлены заболевшие коронавирусом. По моим данным, таких сотрудников около двадцати. Около пятисот сотрудников, находившихся с ними в контакте, сейчас на самоизоляции. По правилам Роспотребнадзора, подразделения, где они находились, надо закрывать — но их работа продолжается: долг превыше всего. Туда приезжают сотрудники Госсанэпидемнадзора из управления тыла главка и дезинфицируют помещения — быстро и оперативно.
«Нас не волнует, с кем будут ваши дети»
Когда вся ситуация с коронавирусом только начиналась, у полицейских не было ни масок, ни антисептиков, ни перчаток. Потом стало лучше. Сначала начали выдавать по одной маске, а потом — по две маски и по две пары перчаток каждому сотруднику на день. Сейчас их число еще увеличилось. Кроме того, выдают три литра антисептика на отдел полиции на смену: им протирают руки и рули в машинах.
Но, конечно, этого мало. Что такое две пары перчаток для полицейского, который весь день стоит на посту и проверяет документы и пропуска? Но это — не главная проблема. У полицейских, работающих на городских постах, порой нет элементарных бытовых условий.
Я знаю, что парни, которые стоят на улице Свободы (Северо-Западный округ Москвы) в районе съезда с МКАД [ранее там был стационарный пост ГИБДД — прим. «Ленты.ру»], вынуждены бегать в туалет в лес. Это, мягко говоря, нездоровая ситуация — ведь можно было им привезти хотя бы один биотуалет.
Между тем в Telegram-канале «Омбудсмен полиции» были опубликованы данные о ликвидации стационарных постов ГИБДД при въездах и выездах на МКАД. В этих помещениях имелось все необходимое: от полноценных рабочих мест с туалетами и местами для приготовления пищи до будок для служебных собак при усилении поста кинологом. Однако в начале нулевых эти стационарные посты были ликвидированы решением тогдашнего главы МВД Москвы Анатолия Якунина: он посчитал их ненужными.
Да что говорить, полицейским, которые стоят по 8-12 часов, можно было бы организовать и полевые кухни, питание — скажем, силами мэрии. Сейчас же перекус сотрудников — это термос и бутерброды. В лучшем случае — «Макдоналдс», если он есть поблизости.
Уже есть указание главы МВД России насчет семей полицейских. Если и муж, и жена работают в МВД, и у них есть дети до 14 лет, то их мать должна оставаться дома. Это очень жестко контролируется. Потому что были начальники, которые пытались таких сотрудниц вызвать на работу. И когда женщины-полицейские справедливо замечали — а кто же с детьми сидеть будет — им просто говорили: нас это не волнует.
Насколько мне известно, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о выделении 30 тысяч рублей каждому из полицейских, которые работают на улице с людьми и ходят на проверки режима самоизоляции вместе с врачами — то есть, фактически, работают с инфицированными коронавирусом. Для сотрудников, которые участвуют в борьбе с пандемией, это будет хорошим подспорьем.