1. Введение
Данная Глава посвящена обслуживанию автомобилей Honda Concerto, Civic, CRX, и Shuttle. Обслуживание автомобиля через рекомендуемые пробеги или время эксплуатации продлит срок службы автомобиля. Во время обслуживания одной из систем не забудьте проконтролировать и другие, например, если вы подняли автомобиль для смазки шасси, осмотрите подвеску, систему выхлопа, рулевое управление и т.д.
2. Периодичность обслуживания.
Каждые 12 месяцев или 20 000 км:
- регулировка зазоров в приводе клапанов;
- замена воздушного фильтра:
- замена свечей зажигания;
Каждые 24 месяца или 40 000 км:
- регулировка зазоров в приводе клапанов;
- замена воздушного фильтра:
- замена свечей зажигания;
- проверка состояния ремня генератора
- контроль работы клапана вентиляции картера:
- обслуживание системы охлаждения:
- замена топливного фильтра
- замена тормозной жидкости:
- замена масла в автоматической трансмиссии «;
- замена масла в механической КПП;
- замена масла в заднем дифференциале (модели 4WD).
- проверка состояния топливной системы
- проверка состояния системы зажигания
Каждые 60 месяцев или 100 000 км: Кроме вышеперечисленного по регламенту:
- регулировка угла опережения зажигания:
- регулировка оборотов холостого хода;
- осмотр системы улавливания паров топлива:
- контроль состояния водяной помпы
- контроль системы управления температурой воздуха на выпуске:
- контроль работы привода дроссельной заслонки.
- замена ремня ГРМ и ролика натяжителя
Если автомобиль работает в «суровых» условиях, работы, помеченные *, выполняют через 5000 км (или 3 месяца).
К этим условиям относятся:
- — запыленность;
- — частая эксплуатация с прицепом;
- — частая работа на холостом ходу или движения с низкими скоростями:
- — кратковременные поездки (меньше 10 км). Работы, помеченные «», каждые 24 000 км, если автомобиль эксплуатируется при тяжелом уличном движении и температуре воздуха больше 30° С, в условиях высокогорья или холмистой местности.
Контроль системы охлаждения.
- Следствием недостаточной работоспособности системы охлаждения являются серьезные повреждения двигателя и автоматической коробки передач.
- Контроль системы проводите только на холодном двигателе.
- Снимите крышку расширительного бачка: вы должны услышать звук всасывания воздуха. Очистите крышку и горловину радиатора. При изменении цвета охлаждающей жидкости на коричневый замените ее.
- Тщательно осмотрите шланги системы охлаждения. Замените их при малейшем подозрении на неработоспособность шлангов. Принудительно заменяйте шланги каждые 2 года.
- Места утечек охлаждающей жидкости обычно идентифицируются по белому налету.
- Промойте или продуйте наружную поверхность радиатора, не повредите при этом оребрения трубок.
Контроль тормозов.
- Осматривайте тормоза через рекомендованные интервалы и при каждом демонтаже колес.
- Симптомы, указывающие на потенциальные неисправности тормозов: автомобиль отклоняется в сторону при торможении, шум при торможении, повышенный ход педали тормоза, пульсация усилия на педали, утечки тормозной жидкости, особенно по боковой поверхности шин. Дисковые тормоза.
- В дисковых тормозах применяются две тормозные накладки -внешняя и внутренняя.
- Замерьте толщину тормозных дисков с помощью микрометра. Если толщина диска меньше допустимой — замените диск. Замена диска проводится так же при растрескивании, наличии зон перегрева и других повреждений.
- До установки колес проверьте состояние тормозных шлангов и отсутствие вредных контактов.
Барабанные тормоза.
- Внимание: Продукты износа тормозов содержат асбест: не продувайте барабан воздухом, не применяйте нефтесодержащие растворители для промывки, пользуйтесь специальной очищающей жидкостью.
- Осмотрите состояние фрикционного слоя колодки. Если поверхность засалена, тo замените колодки. Если толщина фрикционного слоя меньше 3 мм — замените колодки (всегда меняйте все на одной оси!).
- Осмотрите состояние возвратной и удерживающей пружин, рециркулирующего механизма.
- Осмотрите тормозной цилиндр и состояние пыльников. При наличии утечек тормозной жидкости замените тормозной цилиндр..
- Осмотрите состояние тормозного барабана или диска.
Регулировка и контроль рычага выжимного подшипника сцепления.
- Поднимите автомобиль и установите его на подставки’
- Измерьте величину свободного хода.
- Регулировка свободного хода осуществляется вращением корончатой гайки.
Воздушный фильтр и фильтр вентиляции картерных газов.
- Замена фильтров проводите через рекомендованные интервалы.
- Фильтр расположен в корпусе над карбюратором или рядом с двигателем (карбюраторные модели и модели с впрыском соответственно).
- Снимите крышку фильтра и фильтрующий элемент, протрите внутренние поверхности. Не допускайте попадание грязи и посторонних предметов во впускную систему двигателя.
- Фильтр вентиляции картера расположен в корпусе воздушного фильтра и применяется только на моделях с карбюратором.
Свечи зажигания — контроль и замена.
- Свечи заменяют с помощью специальной головки с резиновой шайбой, предотвращающей повреждение изолятора
Замена.
- Работайте со свечами поочередно, чтобы не перепутать порядок зажигания.
- Затягивайте свечи рекомендованным усилием.
Высоковольтные провода, крышка распределителя и ротор.
- Контроль высоковольтных проводов проводите в темное время суток (не в гараже!) при работающем двигателе. Если видно свечение проводов или пробой изоляции на корпус — замените провода и осмотрите крышку распределителя и ротор.
- При замене проводов не перепутайте порядок зажигания, лучше пометьте провода. Осмотрите и при необходимости замените резиновые колпачки проводов с обоих концов.
- Снимите крышку распределителя. Осмотрите ее на отсутствие трещин, следов отложений, подгораний и потерю контакта.
- Снимите ротор, осмотрите его. При обнаружении дефектов ротора и крышки — замените их.
- Проверьте сопротивление проводов, установленных в крышку. Если сопротивление больше 25 кОм — замените провода.
Зазоры в приводе клапанов — контроль и регулировка.
- Проверка и регулировка зазора проводится на холодном двигателе.
- Снимите крышку распределительного вала.
- Установите поршень первого цилиндра в ВМТ.
- Отрегулируйте зазоры в клапанах первого цилиндра.
- Начинайте с регулировки впускного клапана. Примечание: большинство моделей двигателей имеет 2 впускных клапана. Оба клапана регулируются по отдельности. Регулировка проводится по плоскому щупу с помощью накидного ключа и отвертки.
- Отрегулируйте зазор в выпускном клапане. На моделях с четырьмя клапанами на цилиндр отрегулируйте оба выпускных клапана.
- Проверните коленвал на 180° и отрегулируйте зазоры в третьем цилиндре.
- Проверните коленвал на 180″ и отрегулируйте зазоры в четвертом цилиндре.
- Проверните коленвал на 180° и отрегулируйте зазоры во втором цилиндре.
- Проверьте зазоры еще раз, пройдя по всем цилиндрам.
- Установите снятые детали.
- Замените перед установкой прокладку клапанной крышки и манжеты свечных колодцев.
Контроль топливной системы.
- Если вы почувствовали запах топлива во время движения или стоянки на солнце, немедленно осмотрите топливную систему.
- Осмотрите заливную горловину, подающий и возвратный трубопроводы, убедитесь в надежной затяжке соединений.
- Осмотрите крепления заливной горловины: иногда ослабевают хомуты крепления резиновых шлангов от горловины к баку (работа под автомобилем).
- Замените поврежденные детали.
Контроль уровня масла в механической коробке передач.
- Работа проводится под автомобилем не ранее чем через час после его остановки.
- Отверните пробку заливного отверстия. Правильный уровень масла — под обрез заливного отверстия.
- Доливайте масло шприцем до начала вытекания масла. Установите пробку и затяните ее рекомендованным усилием.
Контроль уровня масла в заднем дифференциале (модели 4WD).
- Работа проводится под автомобилем.
- Отверните пробку (она и контрольная и заливная). . Масло должно быть под обрез отверстия пробки.
- Долейте масло и затяните пробку рекомендованным усилием
Контроль пыльников приводных валов.
- Целостность пыльников гарантирует нормальную работу ШРУС. В противном случае износ ШРУС’ов будет очень быстрым.
- Немедленно заменяйте порванные пыльники. При этом необходимо промыть ШРУС на котором порван пыльник, и набить его новой смазкой.
Контроль и замена вентиляции картера.
- Клапан вентиляции в камере сапуна картера или шланги, соединяющие сапун картера со впускным коллектором.
- При работе прогретого двигателя на холостом ходу отсоедините шланг клапана, расположенный в верхней части двигателя.
- При правильной работе клапана вы должны слышать щелкающие звуки из шланга. Если этого нет — замените клапан.
- Осмотрите и при необходимости замените шланги системы вентиляции картера. Замена.
- Отсоедините шланги и снимите клапан. Запомните взаимные положения деталей.
- Установка производится в обратном снятию порядке.
Обслуживание системы охлаждения.
Осушествляется на горячем двигателе, иначе при закрытом термостае не заполнить систему без образования воздушных пробок.
- Обслуживание и замена шлангов системы охлаждения должна проводиться в установленные сроки.
- Слив жидкости. Остудите двигатель, снимите крышку расширительного бачка.
- Установите емкость для сбора охлаждающей жидкости под радиатор. Если сливной кран имеет патрубок, присоедините к нему кусок шланга подходящего диаметра, что облегчит сбор антифриза Откройте кран (возможно вам понадобятся плоскогубцы).
- После того как вы слили жидкость из радиатора, передвиньте емкость под блок. Сливная пробка расположена в передней части блока двигателя. Отверните пробку и слейте жидкость.
- Осмотрите состояние жидкости, шлангов, хомутов и патрубков радиатора и двигателя.
- Если отсутствует сливная пробка на радиаторе, или невозможно открутить пробку на блоке, снимите нижний патрубок радиатора, и обратный патрубок, идущий на печку. 7. Замените негодные детали.
- Промывка. Промойте радиатор чистой водой, желательно под давлением
- Отложения в системе охлаждения могут быть удалены средствами химического разложения. Действуйте согласно инструкции изготовителя очищающей жидкости.
- Промойте расширительный бачок.
- Заполнение.Закройте сливные отверстия.
- Регулятор температуры отопителя в должен быть в положении максимального нагрева.
- Отверните дренажный винт системы охлаждения.
- Медленно (примерно 5л/мин) залейте новую охлаждающую жидкость до начала выхода воды из дренажного винта. Затяните винт и долейте жидкость до заполнения радиатора. Долейте жидкость в расширительный бачок до метки MIN.
- Запустите двигатель при снятой крышке расширительного бачка и прогрейте его до открытия термостата.
- Выключите двигатель и охладите его. Долейте жидкость в радиатор до закрытия его трубок.
- На запущенном двигателе стравите воздух через штуцер.
- Проверьте наличие утечек.
Контроль системы выпуска.
- Работу проводите только на холодном двигателе, контроль начинайте от двигателя.
- Осмотрите трубы и соединения на предмет видимых утечек, повреждений и коррозии. Убедитесь, что все кронштейны целы и закреплены.
- Подвигайте трубы, нейтрализатор и глушитель. Все компоненты не должны иметь контакта с кузовом.
- Осмотрите внутренность концевой трубы. Наличие большого количества сажи говорит о недостатках регулировки двигателя и топливной аппаратуры.
Замена тормозной жидкости.
- Тормозная жидкость активно поглощает влагу, что может стать причиной коррозии элементов тормозной системы. Заменяйте жидкость через рекомендованные интервалы.
- Промывку тормозной системы желательно проводить спиртом.
Замена масла в автоматической трансмиссии.
- 1.Объем заправки моделей 4х2 и 4WD разный, см. спецификацию. Замену проводите через рекомендованные промежутки.
- Замену проводите при прогретой коробке. Внимание: температура масла превышает 110° С!
- Поднимите автомобиль, подведите емкость для сбора масла, отверните заглушку и слейте масло. Установите заглушку на место.
- Опустите автомобиль.
- Снимите щуп и залейте новое масло (см. рекомендации по типу применяемых жидкостей).
- Запустите двигатель. Переведите рычаг из положения «Р» в положение «2» и обратно.
- Выключите двигатель и проверьте уровень.
Замена масла в заднем дифференциале (модели 4WD).
- Прогрейте дифференциал (поездка в несколько километров).
- Поднимите автомобиль, отверните сливную пробку
- Осторожно удалите сливную пробку и слейте масло, установите пробку на место.
- Наличие металлических включений свидетельствует об износе дифференциала.
- Залейте свежее масло. После первых километров пробега перепроверьте уровень масла.
Осмотр тяг управления дроссельной заслонкой.
- Если педали акселератора что-то мешает передвигаться — осмотрите систему тяг привода дросселя.
- Смажьте все оси рычагов моторным маслом.
- Нажмите на рычаг дросселя и проверьте прогиб троса. Он должен быть в пределах 5 — 9 мм. Если прогиб недостаточен, отпустите контргайку и отрегулируйте длину троса.
Контроль системы улавливания паров топлива.
- Назначение системы — накопление паров топлива в аккумуляторе с активированным углем с целью сохранения чистоты окружающей среды.
- Основной признак неисправности системы — стойкий запах топлива в моторном отсеке. Осмотрите соединяющие шланги и аккумулятор на повреждения.
Система рециркуляции отработавших газов (РОГ).
- Система РОГ обычно расположена на впускном коллекторе (карбюратор) или корпусе дроссельной заслонки (впрыск). Наибольшие проблемы в системе РОГ — заедание и коррозия клапана перепуска.
- На холодном двигателе нажмите на диафрагму привода клапана РОГ: подавая и снимая давление (пальцем руки) вы должны чувствовать перемещение клапана.
- Если перемещения нет или оно есть при большом усилии — замените клапан