Не рассматривая подробно внутреннее устройство и основные разновидности автоматических трансмиссий, попробуем выяснить причины неоднозначного к ним отношения со стороны пользователей. В последнее время всё чаще возникает неожиданный вопрос: « АКПП – ДЛЯ НАС или МЫ – ДЛЯ АКПП?».
Стоит разобраться в этом без всякой рекламы и протекционизма, позволив автолюбителю самому выбрать понравившийся вариант ответа. Главным мотивом автомобилестроения с момента его появления было создание некоего управляемого самодвижущегося транспортного средства, способного перевозить людей и грузы по безрельсовым дорогам. С тех пор совершенно изменились и автомобили и дороги. Спасибо прогрессу, ежегодно появляются сотни новых моделей автомобилей так, что в их клас-сификации запутались сами производители. Стоит ли говорить о современных требованиях к автомобилю ?
Наряду с безопасностью, экономичностью, практичностью особое внимание сегодня конструкторы уделяют вопросу автоматизации процессов управления автомобилем, а проще — вопросу превращения водителя автомобиля в наблюдателя-пассажира. Но до появления на дорогах электронных «водил-автоматов» еще очень далеко, поверьте мне. Учитывая особенности нашего национального менталитета, рискну предположить, что «подрезать» электронного «дальнобойщика» и поглядеть, что из этого получится, захочет едва ли не каждый россиянин. Это — шутливое отступление, далее – серьёзно.
Самое широкое развитие в сфере автоматизации и роботизации систем и процессов управления автомобилем получило направление автоматических трансмиссий. О результатах знают все, это – современные коробка-автомат и вариатор. Мотивом создания АКПП было стремление конструкторов избавить водителя от лишних манипуляций в ходе управления автомобилем, которые кроме того, что просто отвлекали его от наблюдения за дорожной обстановкой, в большинстве случаев требовали немалых физических усилий.
Одним словом, коробку-автомат придумали для ленивых, рассеянных и физически слабых участников дорожного движения. Опять пошутил, но если серьёзно, то для людей с ограниченными двигательными возможностями и физическими недостатками это изобретение просто бесценно.
Использование АКПП не только решило проблему «свободных рук и ног», но качественно повысило плавность хода и уровень комфорта. С помощью этого весьма сложного электронно-гидро-механического устройства автомобиль почти самостоятельно (в определенном смысле) выбирает и реализует режимы движения, наиболее подходящие ему в данный момент с точки зрения безопасности, комфорта, нагрузки, работы двигателя и дорожной обстановки.
И хотя работы по усовершенствованию автоматических трансмиссий, повышению надежности и улучшению пользовательских качеств ведутся постоянно, конечный продукт – АКПП по-прежнему проигрывает своему прародителю – механической коробке передач в простоте и надёжности конструкции. И даже новейший образец АКПП по сравнению с любой МКПП требует куда более бережного обращения и гораздо более тщательного технического обслуживания и ухода. И это не проблема и не недоработка конструкторов и проектировщиков.
Рассматривать серьёзно любые сравнения технических характеристик и возможностей этих двух различных по типу и строению трансмиссий абсолютно не возможно. Люди с техническим образованием прекрасно поймут, что основное назначение и принцип передачи крутящего момента от двигателя трансмиссии с возможностью изменения передаточных соотношений – это едва ли не всё, что объединяет эти разные типы коробки передач: механическую и автоматическую.
А гуманитариям придется поверить нам на слово и принять тот факт, что нельзя ожидать от «автомата» той же выносливости и неприхотливости, что и от «ручной» коробки, таковы уж их «природные» различия и особенности. Заявления производителей о том, что созданный ими новейший тип автоматической (роботизированной и тд) коробки передач ничуть не уступает механической коробке в тяговой динамике и ресурсных характеристиках, всего лишь рекламный этюд.
Ведь никто не будет спорить с тем, например, что для того, чтобы стартовать как ракета, автомобилю потребуется реактивный двигатель. Уяснили разницу между автомобилями и ракетами, а теперь – между «автоматом» и «механикой». Таким образом, любители погонять-побуксовать и ощутить сполна всю прелесть первобытного автодрайва уверенно выбирают «механику», а для спокойной и размеренной езды с наивысшим комфортом наилучшим образом подойдет автомобиль с автоматической трансмиссией.
Поразмыслить об этом хорошенько стоит перед покупкой автомобиля, а тем, кто уже сделал выбор в пользу «автоматики» не лишним будет принять на вооружение несколько полезных советов, авось пригодятся. Существует ряд общих рекомендаций и основных правил эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач, соблюдение которых обеспечит вам наиболее полную реализацию технических возможностей и ресурсов автомобиля в целом, а АКПП в частности. Это, вероятно, неожиданно прозвучит, но для того, чтобы АКПП обеспечила вам комфортные условия езды, прежде всего, вам следует обеспечить ей комфортные условия для работы.
Другие подходы к сотрудничеству и иные варианты отношений с «автоматом» не пройдут.
Правило первое, при малейших претензиях к работе АКПП необходимо прекратить движение, остановить автомобиль и выключить двигатель. Рекомендуется немедленно связаться с инженером специализированного технического центра и получить консультации.
При невозможности получить помощь специалиста необходимо завершить поездку, продолжив движение в умеренном темпе.
При повторном появлении симптомов неисправности прекратить движение и обратиться в службу аварийной эвакуации для транспортировки неисправного автомобиля в техцентр. Это в интересах владельца, так как первоначальная симптоматика может быть вызвана локальной неисправностью или электронно-логическим сбоем, а эксплуатация неисправной АКПП неизменно приведёт к её полному выходу из строя и тогда ремонт АКПП потребует несоизмеримо больших средств.
Буксировка автомобиля с АКПП допустима лишь в случаях крайней необходимости и может осуществляться со скоростью не выше 50 км/ч на расстояние не более 30 км. Факт буксировки гарантийного автомобиля с АКПП является основанием для прекращения дилерской гарантии это правило тоже необходимо помнить.
Необходимо регулярно (чем чаще, тем лучше) проверять уровень масла в АКПП (или Вариаторе). Проверку необходимо производить только при полностью прогретом и остановленном двигателе. При обнаружении недостаточного количества масла или следов его утечки следует немедленно привести уровень масла в норму и обратиться в техцентр для установления и устранения причин падения уровня масла. Кстати, тяжелые условия эксплуатации и манера вождения автомобиля могут сократить эксплуатационный ресурс масла в АКПП (и Вариаторе) и потребовать его немедленной замены.
К основным факторам, существенно сокращающим срок службы АКПП (и Вариатора), а во многих случаях приводящим к мгновенному выходу из строя, относятся:
- Эксплуатация АКПП без её предварительного прогрева или недостаточного предварительного прогрева;
- Резкий старт и/или резкое ускорение, а также частое изменение оборотов двигателя в крайних пределах;
- Буксировка автомобилей и прицепов с общей массой более 500 кг.;
- Езда по рыхлому грунту, песку или снегу с частой или продолжительной пробуксовкой ведущих колес, частой сменой режимов «R» и «D»;
- Кратковременные поездки на малые расстояния с большими временными интервалами и без предварительного прогрева;
- Длительное движение (>1 часа) со скоростью, превышающей среднерекомендованную заводом-изготовителем;
- Отсутствие должного контроля и ухода за состоянием, несвоевременное или некачественное техническое обслуживание АКПП.
Во избежание повреждений АКПП при эксплуатации в холодное время года необходимо прогревать АКПП до начала движения, для чего:
- Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры охлаждающей жидкости ~ 85-90C;
- Поставить автомобиль на стояночный тормоз – «ручник»;
- При нажатой педали тормоза выдержать селектор управления АКПП в положении «R» 15-20 сек., а потом 15-20 сек. в положении «D»;
- Начать движение и проехать первые 3-4 км. в умеренном темпе.
Во избежание повреждений АКПП в труднопроходимых дорожных условиях двигаться в режимах пониженных передач: «1», «2» или «L», а в случае полной остановки (застревания) автомобиля и невозможности дальнейшего продолжения движения в вязком грунте, песке и тд. следует воспользоваться буксиром. В течение всей эксплуатации АКПП при необходимости включения заднего хода, переключать селектор управления АКПП из положения«D» в положение «R» следует с промежуточной задержкой в 3-4 сек. в положении «N».
Начинать движение следует не ранее, чем через 3-4 сек. после фиксации селектора управления АКПП в нужном положении. Движение в городском цикле (с частыми сменами режимов) предпочтительнее осуществлять в режиме «D5» или «D»( прямая передача), что позволяет при несколько большем расходе топлива значительно снизить вероятность преждевременного износа или повреждения элементов АКПП. Режим «OD» рассчитан на экономичную эксплуатацию с частичной нагрузкой на повышенных скоростях.
Наставление механиков о том, что надёжная работа автоматической трансмиссии, а также полная и качественная её диагностика возможна только при полностью исправном двигателе, тормозной системе и подвеске автомобиля, стоит хорошо запомнить. Причиной выхода АКПП из строя может явиться как поломка всего одной детали, так и естественный износ всех её узлов и частей, и для полного восстановления работоспособности агрегата потребуется кропотливая высококвалифицированная работа специалиста.
Для того, чтобы заменить всего лишь одну деталь – единственную причину неисправности, иногда приходится демонтировать и полностью разбирать неисправную АКПП, а последующая сборка обязательно потребует замены многих деталей одноразового использования таковы технологические условия. А капитальный ремонт АКПП требует очень высокой квалификации от исполнителя и, естественно, больших материальных затрат от автовладельца.
Кстати, на сегодняшний день (начало – середина 2008 г.) в среднем на капитальный ремонт АКПП автомобиля Honda или Acura вам вряд ли удастся потратить менее 80000 рублей, а от возможности отремонтировать данный агрегат в условиях неформального автосервиса стоит отказаться. Профессиональные механики – «автоматчики» любят пошутить: «Вы не любите «автомат»? Да вы просто не умеете его ремонтировать!» Да, действительно, они-то запросто могут проехать на своих «автоматах» без капитального ремонта пол-миллиона километров и более. И дело вовсе не в том, что они всегда сами могут устранить любую поломку в АКПП, а в том, что они просто не допустят этих поломок. Они умеют правильно пользоваться АКПП – вот и весь секрет.
Правило последнее и главное, если по каким-либо причинам вы не можете позволить себе все вышеперечисленные хлопоты, связанные со строгим соблюдением этих незатейливых предписаний, то вы раньше, чем кто-либо столкнётесь с проблемами известного свойства, а в этом случае ваш негативный личный опыт пользования автоматической трансмиссией не позволит сформировать объективного мнения.