Ксенон — Ваша безопасность и элемент стиля автомобиля

Хочешь выделяться из потока машин на дороге и чувствовать себя в полной безопасности при движении ночью и в темное время суток? Тогда ксеноновые фары — это для Тебя.

Немного теории. Автомобильная газоразрядная лампа — HID (High Intensity Discharge или в простонародье «ксеноновая лампа»). Устройство ксеноновой лампы представляет собой стеклянный баллон, внутри которого размещена газоразрядная трубка. Баллон осуществляет фильтрацию вредного ультрафиолетового излучения. Внутри газоразрядной трубки на не большом расстоянии друг от друга расположены два высокоразрядных вольфрамовых электрода. Газоразрядная трубка заполнена газом под большим давлением (около 30 атм. в нерабочем состоянии и около 120 атм. в режиме горения). Так же присутствуют другие инертные газы и галогениды металлов (галогениды – это соединения, содержащие галогены). Источником света в такой лампе служит газ, свечение которого инициируется дуговым разрядом. Для создания дугового разрядом необходимо выполнение 3 условий:

  1. — к электродам необходимо подвести высокое знакопеременное напряжение 2 — 3 кВ;
  2. — электроды должны иметь малые размеры по сравнению с размерами среды смеси, что обеспечивает резкую неоднородность на границе раздела сред (на поверхности электрода);
  3. — необходимо образование и развитие лавинообразного разряда между электродами переходящего в дугу.

Для формирования переменного тока и высокого напряжения дуги применяется балластный блок-стабилизатор. Его назначение: включение лампы и управление работой лампы. Для включения лампы требуется очень короткий (< 1 мс) импульс с напряжением 25 кВ. Балластный блок преобразует напряжение бортовой сети автомобиля (12 В) в напряжение 1 кВ. На высоковольтный контакт подается напряжение, увеличенное в 25 раз. После включения лампы напряжение снижается до 85 В – напряжения, необходимого для горения лампы. Ксеноновая лампа имеет цветовую температуру около 4300 град. по Кельвину по сравнению с 2800 град. К. у стандартной галлогеновой лампы. (Для сравнения Солнце имеет световую температуру около 5200 град. К)

Проще говоря, цветовая температура является единицей яркости источника света. Чем выше цветовая температура, тем ближе спектр источника излучения к солнечному свету. Это объясняет тот факт, что свет ксеноновых газоразрядных ламп имеет голубой оттенок, а обычных галлогеновых — желтоватый. Максимальная цветовая температура излучаемого света может достигать 8000К (ярко-бело-голубой свет).

Описание.

Потребляемая мощность: 10 Вт. Включение лампы в нормальных условиях от момента подачи напряжения (с помощью переключателя фар или ключа зажигания) до загорания лампы проходит три секунды. После подачи напряжения на балластный блок в течение одной секунды выполняется три попытки включения лампы.
Как и при использовании стандартных фар, лампы выключены во время работы стартера и включаются только после начала работы двигателя. Практически на всех автомобилях стоят лампы двух типов: D2S или D2R мощностью 35W:

  • — D2R, для отражательных систем. Колба лампы с зачерненной маской.
  • — D2S, для проекционных систем с люминесцентным экраном.

Краткое описание HID-лампы типа D2S ®

  • Высота — 75 мм.
  • Диаметр стеклянной колбы 8.7 мм.
  • Тип цоколя PX32d.
  • H3 HID D2S
  • Потребл. мощность 12 В 55 Ватт 85 В 35 Ватт
  • Светоотдача 1550 Лм 3200 Лм
  • Цветовая температура 3200 К 4100 К

Срок службы 400 часов 4000 часов

Диаграммы светоотдачи и индикатрисы излучения галогеновых и ксеноновых ламп:

  • Преимущества ксенона по сравнению с галогенами.
  • Более высокая цветовая температура обеспечивает свет, цвет которого приближается к белому.
  • Более эффективное отражение света от дорожных знаков и дорожной разметки.
  • Меньшая потребляемая мощность (примерно 2/3). Потребление всего 35 ватт энергии, что в два раза меньше, чем обычная галлогеновая лампа, но ее светоотдача в два раза выше и соответствует примерно 200 ваттам мощности галлогеновой лампы.
  • КПД HID-лампы самый высокий среди ламп, используемых в осветительных приборах автомобилей, что делает такую лампу лучшей в мире по совокупности технических характеристик.
  • В лампе отсутствует нить накаливания, что делает лампу менее чувствительной к ударам и вибрации.
  • Независимость светового потока от питающего напряжения.
  • Большая экономичность. 35W — ксеноновая лампа. 55W (а то и все 100W) — обычная. Умножьте на 2 и сравните.
  • Больший срок службы. Если Вы эксплуатируете свой автомобиль так, что 2 часа в сутки ездите с включенными фарами, срок службы Ваших ксеноновых ламп составит порядка 4-х лет (средний срок службы ксеноновых ламп D2S ® составляет 2800-3000 часов). Для справки: гарантированный срок службы обычных галлогеновых фарных ламп весьма невелик и составляет 180-500 часов в зависимости от типа лампы и фирмы-производителя.
  • Большая вибрационная стойкость.

Поскольку у ксеноновой лампы нет нити накаливания и, соответственно, нечему перегорать и обрываться, они не боятся ударов и тряски. Большая безопасность и обзорность. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имея по сравнению с обычным светом почти в 3 раза большую интенсивность, значительно помогают водителю улучшить обзорность. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучок света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является то, что «ксеноновый» свет в силу особенности своего спектрального состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии. Меньшая температура лампы. Поскольку у ксеноновой лампы значительно больший к. п. д. по сравнению с обычной, она излучает гораздо меньше тепла

Преимущества ксеноновых ламп.

  • Большая светоотдача.
  • Световой поток, излучаемый ксеноновой лампой D2S мощностью 35W почти в два раза интенсивнее по сравнению с обычной штатной лампой накаливания мощностью 55W.
  • Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов, то 55-ваттный галоген — аж 1550 люменов. А ксеноновая лампа выдает «на гора» чуть больше 3000 люменов.И это при меньшей потребляемой мощности.. Но поскольку человеческий глаз лучше всего воспринимает желтый и красный свет,то субъективно с повышением световой температуры,видимость на дороге снижается.

Для справки: лампа с температурой в 12000К светит на 5% ярче обычной галогеновой лампы мощностью 55Вт. Мы также часто слышим отзывы от людей,которые поставили себе на машины лампы 8000К или больше. Все расказы примерно одинкаовы: ночью в дождь света на дороге не видно вообще. А в сухую погоду на неосвещенной дороге,все становится как в плохом черно-белом телевизоре-все детали теряются (многие неровности на дороге скрадываются). Вобщем самые яркие лампы-это с температурой около 5000К. Чем дальше цифра от этих 5000,тем меньше света на дороге вы видите. И в немецких машинах (а в последнее время на японках искндинавах.. и даже американцах) на заводе ставят лампы со световой температурой от 4300 до 5200К.

Правда в галогеновой оптике такие лампочки дают желтоватый оттенок (хотя на самом деле и в родной заводской оптике ксенон светит совсем не голубым светом (просто тут невозможно рассказать почему сложился такой стереотип, но на улице мы беремся это даказать на любой машине с заводским ксеноном). Кстати интересное наблюдение: смотришь на машину-фары «желтят», а если смортишь на отраженный свет (от стекол, зеркал, да от той же впереди идущей машины ) — и он (свет) смотрится значительно белее. А на трассе все знаки и номера на автомобилях вообще выглядят, как номера на милицейских машинах

  • Независимость светового потока от питающего напряжения.
alt
  • Большая экономичность. 35W — ксеноновая лампа. 55W (а то и все 100W) — обычная. Умножьте на 2 и сравните. Причем это потребляемая мощность. И это при вдвое большей силе света (3000 люменов против 1550 у стандартной галогеновой лампы мощностью 55Вт).
  • Больший срок службы. Если Вы эксплуатируете свой автомобиль так, что 2 часа в сутки ездите с включенными фарами (365 дней в году), то срок службы Ваших ксеноновых ламп составит порядка 4-х лет (средний срок службы ксеноновых ламп D2S ® составляет 2800-3000 часов). Для справки: гарантированный срок службы обычных галогеновых ламп весьма мал и составляет 180-500 часов в зависимости от типа лампы и фирмы-производителя.
  • Большая вибрационная стойкость. Поскольку у ксеноновой лампы нет нити накаливания и, соответственно, нечему перегорать и обрываться, они не боятся ударов и тряски. Хотя их нельзя трогать руками и мочить (так же как и обычные лампы).
  • Большая безопасность и обзорность. Значительная часть ДТП происходит из-за плохой видимости в темное время суток. Влияние неблагоприятных погодных условий (туман, дождь, снег) еще более осложняет движение и делает его особенно опасным.

Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имея по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность, значительно помогают водителю улучшить обзорность. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучёк света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является то, что «ксеноновый» свет в силу особенности своего спектрального состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии.

alt
  • Больший комфорт. Отличная видимость дорожной ситуации при любых погодных условиях дает водителю возможность избавиться от излишнего напряжения в процессе езды, которое сильно утомляет в условиях современного интенсивного дорожного движения. Перый довод-это спектр свечения ксеноновых ламп. Он намного ближе к естественному солнечному свету. Вторая причина-это вдвое большая сила света.

Кстати даже в дождь и туман ксеноновые фары не создают перед Вашими глазами «световую стену». Лучи ксенонового света легко «пробивают» туман и освещают не капли дождя или тумана,а именно полотно дороги.

  • Меньшая температура лампы. Конечно ксеноновая лампа греется, но…..при потребляемой мощности в 35 Вт в тепло уходит только около 7% энергии. А у галогеновой лампы при потреблении минимум 55Вт в тепло уходит около 40%.

Так что ничего там в фаре не перегреется и не расплавится при замене. Мало того, многие клиенты говорят, что если раньше струйный омыватель фар не мог смыть грязь со стекла фары, т.к. грязь сильно высыхала, то с ксеноном фары стали чиститься омывателем намного лучше (т.к. стекло греется меньше, соответственно и грязь меньше подсыхает, и ее (грязь) легче смыть). То же самое можно сказать и про лопающиеся стекла фар. Обычно такое бывает либо с дешевыми азиатскими фарами, которые не расчитаны на наш суровый климат, либо с фарами, куда ставят галогенки повышенной мощности. Поскольку от ксенона стекла греются намного меньше, то проблема исчезает сама собой. Теперь спокойно можно влетать в лужу с горящими фарами, и при выезде Вы не обнаружите трещин на стеклах.

  • Какие бывают ксеноновые лампы и блоки поджига?

Сразу оговоримся, что не будем рассказывать о «русском ксеноне» производства Питерской фирмы «СОЮЗ-96». Лучше поговорим об иностанных производителях.

На сегодняшний день авторам известны следующие производители блоков поджига:

  • Osram
  • Philips
  • Hella
  • PIAA
  • Bosch
  • Matsushita
  • Denso

Вот на первых трех и остановимся поподробнее. Все три брэнда принадлежат германским производителям. Правда ХЕЛЛУ на самом деле делает ФИЛИПС, а ХЕЛЛА впоследствии лишь продает эти блоки под тоговой маркой HELLA. Но почему-то самая раскрученная в России именно Hella. Блоки OSRAM по своим характеристикам идентичны PHILIPS & HELLA. Отличия кроются скорее в совместимости разных блоков с разными лампами. А так они все расчитаны на работу с ксеноновыми лампами мощностью 35 Вт. И наша фирма успешно торгует блокми производства HELLA, OSRAM, PHILIPS.

Баластные блоки БОШ и МАЦУШИТА (именно эта компания владеет торговой маркой ПАНАСОНИК) кроме всего прочего объединяет схемотехника (от основного блока идет провод, на котором есть маленький блочок, основной детатью которого является поджигающий трансформатор, (таким образом высоковольтная часть вынесена за пределы основного блока) благодаря которой эти блоки не так требовательны к длине проводов от блока до лампы. Баластные блоки PIAA просто стоят безумных денег (около 1500 американских рублей за два блока и две лампы), поэтому авторам не удалось даже подержать их (блоки) в руках.

Теперь поговорим о лампах. Изначально ксеноновые лампы первыми начали выпускать немцы… И так было чуть ли не до 2000 года, когда кроме немецких концернов OSRAM & PHILIPS производством автомобильных источников света с использованием ксеноновых технологий занялись наши корейские братья. Первые попытки азиатских самодельщиков не увенчались устпехом, т.к. надежность блоков (и тем более ламп) не укладывалась ни в какие рамки. Но смекалистые корейцы вскоре сообразили, что можно ведь покупать те же стеклянные колбы на заводах Osram и Philips, и уже к этим колбам лепить свои цоколи и упаковывать в красивые коробочки.

Практически все корейские производители сегодня используют за основу изделия двух немецких гигантов Philips и Osram. Не беремся утверждать на все 100%, но наше мнение таков: таким путем немцы ставят эксперименты там, где это можно делать. Попутно обкатывая новые технологии. Ведь не секрет, что именно лампы D2R Филипс самые желтые (4150К), за ними идут D2S (4250К) того же производителя. Практически не отличаются от них лампы Osram (4200K & 4300K соответсвенно). Зато корейские лампы бывают 5200К, 5400К, 6000К..и даже появились 7000К (а по слухам и 7500К), но это тема отдельной статьи. К тому же немцы делают только два вида ламп (D2S & D2R), а вот в Корее к этому вопросу подошли с душой и освоили выпуск ксеноновых ламп с цоколями D2S, H1, H3, H4 (HB2), H7, 9004 (HB1), 9005 (HB3), 9006 (HB4), 9007 (HB5)… Вот уже и биксенон под Н4 появился. А народу-то все мало!! Голубой ксенон подавай!! Вобщем спрос родил предложение, и появились голубые ксеноновые лампы. Сила света у них на 6-7% ниже, чем у ламп с прозрачной колбой. Зато светят «понтово»… ;o)

Весь предыдущий текст касался ламп производства корейской фирмы Eagleye. Но есть еще и другие производители ксеноновых ламп с готовым цоколем. Там ситуация немного отличается от вариантов с Игл. Например лампы Galaxy (6000 и 8000К) и светят немного не так, как Игл, и зажигаются с любым блоком поджига. К слову сказать появились еще и блоки так называемой четвертой генерации, например корейцы начали делать блок, внешне очень похожий на всем известную Хеллу, а Хелла сняла с производства свои блоки третьего поколения, и теперь выпускает совершенно другие блоки (сам блок и поджигатель разнесены в разные корпуса, блок тоньше в два раза по сравнению со старым блоком).

Остается лишь добавить, что на самом деле не Хелла выпускает блоки, а непосредственно Филипс, но почему-то у нас в стране все считают «Хелловские» блоки «родными». Хотя Hella лишь прлдает под своей торговой маркой продукцию Philips.

Что такое псевдо ксенон ?

Отдавая дань моде и спросу на «ксенон» многие компании-изготовители наводнили рынок обычными галогеновыми лампами накаливания, колбы которых покрыты специальным составом для придания ей голубого цвета. К сожалению, эти «псевдоксеноновые» лампы не имеют с настоящими ксеноновыми газоразрядными лампами ничего общего, поскольку сама природа возникновения света в них абсолютно различна. И если настоящие ксеноновые лампы освещают дорогу действительно ярчайшим голубовато-белым «дневным» светом, то эти лампы излучают в действительности смесь голубого и желтого света.

В большинстве случаев их применение не улучшает, а ухудшает реальную видимость. Многие фирмы маркируют и рекламируют производимые ими лампы как «ксеноновые». Тем не менее по сути эти лампы — ни что иное как фактически обыкновенные галогеновые лампы накаливания, зачастую с увеличенной мощностью потребления для того, чтобы произвести впечатление на покупателя. В результате Вы устанавливаете в фару не источник света, а хорошую «печку», поскольку почти вся энергия уходит в тепло из-за низкого КПД ламп накаливаня как светового прибора.

Помните, что система «настоящего» ксенона всегда предполагает использование совместно с лампой специального блока управления, обеспечивающего запуск лампы и ее нормальную стабильную работу. Хотя не только корейцы и китайцы пытались изобрести хоть что-то, по спектру свечения напоминающее ксенон. Включились в эту гонку и немцы. Были разработаны новые типы галогеновых ламп с измененным спектральным составом света. Лампы Philips с таким спектром называются Blue Vision (игра слов: голубое зрение / голубая мечта). Внешне свет фары с такой лампой выглядит более белым по сравнению с обычным. Понятно, что по яркости такая лампа не может сравниться с ксеноновой, однако, цвет выделяет машину из общего потока. Лампы типа Blue Vision существуют трех типов: h4 12V-60/55W, H1 12V-55W и H7 12V-55W.

Они выпускаются в упаковке следующих видов: 1). 2 лампы Н4 и 2 лампы W5W синего цвета (для установки в подсветку фар); 2). 2 лампы Н1 3). 2 лампы Н7 в прозрачной коробке (как Н1); 4). лампы Н1 и Н4 выпускаются также по одной штуке в блистерной упаковке. Эти лампы соответствуют европейским нормам, имеют стандартную мощность и могут быть без проблем установлены взамен обычных галогеновых ламп типов Н1, Н4 и Н7. Широко распространено заблуждение, что лампа такого типа (псевдо-ксенон) должна светить синим светом. Поэтому энтузиасты ставят на лампы синие колпачки или покупают лампы с напылением такого же цвета. Некоторые даже закрывают фары синими полупрозрачными колпаками. Ничего кроме вреда водителю и машине такой подход принести не может.

Любое напыление, колпачок или крышка на фаре приводят к тому, что на дорогу попадает существенно меньше света, чем надо. Можно поднять яркость, поставив лампу более высокой мощности, но есть риск что стекло фары лопнет. Первоначальная идея состояла в том, чтобы приблизить свет лампы по спектральному составу к солнечному. Поэтому свет у лампы, похожей на ксеноновую, должен быть более белым, а не более синим. У ведущих производителей ламп такое изменение достигается путем целого ряда технологических новинок, этим, в частности, объясняется, что фирменные лампы появились в продаже позже китайских.

Слово «голубой» в названии означает лишь большую долю синего цвета в общем спектре, что и делает свет более близким к солнечному. И то, что лампы соответствуют европейским стандартам, говорит прежде всего о том, что их можно использовать без ущерба для собственной безопасности, чего нельзя сказать о поделках NO NAME, которые мало того, что не светят как надо, так еще имеют маленький срок службы и могут при случае просто взорваться или расплавиться(речь идет о стеклянной колбе). Хотя есть на рынке и изделия таких именитых производителей, как Osram, Narva. Лампы японского производства PIAA вообще стоят особняком среди галогеновых ламп. Они конечно ярче светят, но цена!!! Не все готовы отдать около 100 американских доларов за 2 лампочки.

Что такое световая температура ?

Если объяснять совсем на пальцах, то световая температура — это температура на поверхности источника света. Для примера у Солнца она где-то 5000-6000 градусов по шкале Кельвина, у галогеновой лампы эта температура около 2800К, про обычные лампы накаливания мы вообще говорить не будем. Лучше вернемся к металло-галогеновым лампам, в народе называемым ксеноновыми. Первые ксеноновые лампы на автомобилях имели световую температуру чуть ниже 4000К, потом наука шагнула вперед и появились лампы с температурой 4200-4300К. Именно эти лампы сейчас поставляются как запасные. На конвеер как правило идут лампы с 5200К (D2S Osram) хотя на часть автомобилей на заводах ставят лампы PHILIPS (которые не бывают выше 4250K).

Но в связи с большой разницей в цене лампы с температурой свыше 5000К (именно от немецких производителей) в нашей стране большого распространения не получили. Зато ассортимент корейских ламп с температурами вплоть до 15000К полностью представлен. В чем же разница кроме цены и цифр в названии??? Как говаривал классик отечественной сатиры М. Жванецкий: если других не видел, наши вот такие (поднимая большой палец вверх)!!!. Также и с лампами. Philips и Osram с температурами 4100-4300К светят намного белее любой галогеновой лампы. Но стоит лишь включить рядом корейца(5200К), и сразу видна разница (кореец белее). Теперь убираем немца и ставим с корейцем (5200К) другого корейца (6000к). И о чудо!!! как паршиво светит лампа 5200К. Свет становится каким-то зеленоватым. И какой ослепительно белый свет излучает лампа с температурой 6000К. Но мы не останавливаемся и вместо корейской лампы с температурой 5200К ставим лампу 6500К. Хм!!. Вот это да!

Теперь лампа 6000К светит с каким-то желотовато-зеленым оттенком. Зато лампа 6500К светит ярчайшим белым светом, слегка уходящим в голубой спектр. Теперь мы убираем лампу 6000К и ставим немца с температурой 4250К. Как Вы уже догадались… никогда Mercedes не сравнится с Hundai… только тут все с точностью до наоборот….. К сожалению вывод не в пользу немецких ламп: чем выше световая температура, тем белее светит лампа. И если сначала (до 4000К ) свет имеет явно выраженный желтый оттенок, то после 4000К спектр смещается в область красного, потом он из розовых оттенков переходит к зеленоватым… И уже после 6000К спектр «уходит» в синеву…

Все эти наблюдения справедливы для ламп с прозрачной колбой, т.к голубая колба естественно все смещает в область синего цвета. Кстати бытует мнение, что голубые лампы делают из белых, у которых цвет свечения не вписывается в жесткие рамки. Отчасти это правда, но не у всех производителей. В свое время проходила через Москву партия голубых ламп, у которых даже голубое напыление на колбе не могло скрыть разность свечения ламп.

А люди, купившееся на дешевизну (на рынках те лампочки продавались чуть ли не по 38$) мучаются теперь до сих пор. Ведь если сгорает (обычно правда разбивается) одна лампа, то менять надо две, чтобы светили одинаково. А тут явная некондиция. И сколько не отбирай лампы, все равно ТАКИХ уже не найти… Вот и получается, что скупому платить еще раз за пару новых ламп… Но вернемся к «нашим баранам». Мы говорили о «голых» лампочках. Если же их вставить в фару, то возможны некоторые отклонения в цвете свечения т.к. тут свои корективы вносит рефлектор.

И тут хотим заметить, что если вы хотите иметь точно такой же свет, как на «вон том Мерседесе (АУДИ,БМВ)», то Вам надо купить такую же машину…8-)) Оптика у всех разная. У нас был случай, когда один и тот же комплект ксенона ради интереса переставляли с ML на 210-й кузов. .Лампы и блоки одни и те же, а вот светили они на разных машинах по разному. Но это были машины с оптикой, не расчитанной под установку ксенона.

Теперь представьте, какая разница будет скажем между двумя Мерседесами в 220-х кузовах, если у одного ксенон с завода а у другого установлен в России в галогеновую оптику. Да-да, разница будет, и весьма приличная, правда машины должны стоять рядом. Иначе эту разницу сможет уловить даже не всякий специалист. Хотя любой спец сразу скажет, светят фары Вашего авто «ксеноном» или там светят галогенки… Кстати в линзованной оптике на глаз практически невозможно определить «заводской» ксенон стоит на машине или нет. Так что радуйтесь владельцы свеженьких AUDI, VW и BMW….8-)) На конец мая 2003-го года помимо ламп Eagleye на российском рынке появилось много других производителей. Возьмем к примеру фирму с условным названием Galaxy. Свет ее лампочек сильно отличается от того, что мы наблюдали с Игл. Например «шеститысячники» от GALAXY «растеряли» тот зеленоватый оттенок, который присущ лампам Eagleye с температурой 6000К.

Свет ламп Гэлэкси стал БЕЛОСНЕЖНЫМ. Ощущение такое, что ты вышел на заснеженное поле в яркий солнечный день. Вокруг одна белизна с еле уловимым голубым оттенком. Наверное это именно тот цвет, который так долго хотели автолюбители, желающие переделать галогеновый свет автомобиля в престижный ксенон . А вот скажем 8000К лампа того же производителя светит с таким едким голубым оттенком. Наверное это вариант для любителей «голубого ксенона». Ведь мода на крашенные колбы уже прошла, поэтому это наиболее вероятный вариант выбора тех, кому хочется во что бы то ни стало получить «чиста галубой ксенон»

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *