Технические характеристики комплектов ксенона

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОБЗОРНОСТЬ «Ксеноновая», а на самом деле, газоразрядная (или HID) лампа, излучает световой поток высокой интенсивности за счет свечения газа, инициированного дуговым разрядом между двумя электродами.

Электроды лампы находятся в колбе, заполненной ксеноном под большим давлением (около 30 атм. в нерабочем состоянии и около 120 атм. в режиме горения) и солями металлов. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, интенсивнее обычного в два раза (при меньшей потребляемой мощности), а значит, существенно улучшает и обзорность. Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов, а 55-ваттная галогеновая — 1550 лм, то ксеноновая лампа мощностью 35 Вт выдает больше 3000. Разница более чем заметна! Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку световой тоннель фары, оснащенной ксеноновой лампой, намного шире. Спектр излучения ксенона максимально приближен к спектру солнечного света, что позволяет увидеть объекты (как на проезжей части, так и на обочине) невидимые для простых смертных.

СРОК СЛУЖБЫ

Срок службы ксеноновых ламп составляет около четырех лет (средний срок службы ксеноновых ламп типа D2S ® —2800—3000 ч), а гарантированный срок службы обычных галогенок всего 180—500 ч (в зависимости от типа лампы и фирмы-производителя). Поскольку у ксеноновой лампы нет нити накаливания (основной признак, по которому «на глаз» можно отличить настоящий ксенон от псевдо), и, соответственно, нечему перегорать и обрываться, она не боится ударов и тряски. Еще один плюс — меньшая температура лампы, поэтому в фаре ничего не перегревается. Теперь спокойно можно влетать в лужу с горящими фарами — трещины на стеклах не появятся. Разумеется, ксеноновая лампа греется, но при потребляемой мощности в 35 Вт лишь около 7% энергии уходит «в тепло». А у галогеновой — около 40% (при потреблении минимум 55 Вт).

НЕДОСТАТКИ

Недостатков у ксенона тоже хватает. Первый — необходимость в специальном, сложном и дорогом блоке управления. Для того чтобы зажечь ксеноновую лампу, необходимо подать на нее напряжение около 25 000 В, да и в процессе работы необходимо 80 В (с частотой 300 Гц). Штатная система электропитания таких условий не обеспечивает. Для этого используются пускорегулирующие устройства, которые еще называют «блоками зажигания», «баластными» или «ксеноновыми блоками». (Остается утешаться тем, что благодаря использованию такого устройства сила светового потока перестает зависеть от перепадов питающего напряжения).

Мало того, что сами лампы — удовольствие недешевое, так еще и менять их желательно в паре, поскольку со временем (примерно через 200 ч работы) спектр излучения ксенона изменяется. Поэтому все фирмы выдают клиентам бумагу, где русским по белому написано примерно следующее: «Все рекламации по спектру свечения принимаются после 200 (двухсот) часов наработки», и сразу предупреждают, что в случае замены только одной лампы фары автомобиля будут светить разным светом. Еще один минус — необходимость постоянно контролировать регулировку фар, дабы не слепить встречных водителей. В некоторых странах запрещено использование ксенона без автоматического регулятора, следящего за положением фар.

ГОЛУБОЕ СИЯНИЕ НОЧИ

Для начала разберемся, каким бывает ксеноновый свет. В реальности, он не обязательно голубой, а голубой — совсем не обязательно самый яркий, поскольку человеческий глаз лучше всего воспринимает желтый и красный свет. Солнце имеет цветовую температуру около 5000—6000оК, a цветовая температура связана и с яркостью источника света. Чем ближе цветовая температура к 5000оК, тем ближе спектр источника излучения к солнечному свету. Свет ксеноновых газоразрядных ламп имеет голубой оттенок, а обычных галогеновых — желтоватый. Лампа с температурой в 12000оК светит всего на 5% ярче обычной 55-ваттной галогенки.

Те, кто поставил себе на машины лампы 8000оК и больше, зачастую жалуются, что ночью в дождь дорогу не видно вообще. А в сухую погоду на неосвещенной дороге все становится, как на черно-белом экране, — многие детали теряются, а неровности на дороге скрадываются. В общем, самые яркие лампы имеют температуру около 5000оК. Если цифра выше — освещенность дороги ухудшается. На конвейер, как правило, идут лампы с температурой 5200оК. Лампы в 4200—4300оК сейчас поставляются как запасные. И если до 4000оК свет имеет явно выраженные желтые тона, то после 4000оК спектр смещается к зеленоватым оттенкам. И уже после 6000оК спектр «уходит» в синеву.

Разумеется, все это относится именно к лампам. В фаре возможны некоторые отклонения в цвете свечения — свои коррективы вносит рефлектор. До 2000 г. ксеноном серьезно занимались лишь немцы, но восток не дремлет, и экономическая атака в этом направлении уже началась. В настоящее время в России наиболее популярны (из-за своей низкой цены и неплохого качества) лампы корейского производства.

ПСЕВДОКСЕНОН

Благосостояние народа растет, что не может не радовать. Однако, дороговизна настоящего ксенона отпугивает многих, да и есть ли смысл ставить ксенон на машину стоимостью $5000? Отдавая дань моде и спросу на ксенон, производители наводнили рынок обычными галогенками, покрытыми специальным составом для придания голубого цвета. К сожалению, эти «псевдоксеноновые» лампы не имеют с настоящими ксеноновыми газоразрядными лампами ничего общего. И если настоящие ксеноновые лампы освещают дорогу действительно ярчайшим голубовато-белым «дневным» светом, то эти лампы излучают в действительности смесь голубого и желтого света.

В большинстве случаев их применение не улучшает, а ухудшает реальную видимость. Изобрести что-то, напоминающее ксенон по спектру свечения, пытаются не только «восточные братья». Немцы тоже выступают на этом поприще. Новые типы галогенок (Blue Vision, «голубой» в названии означает лишь большую долю синего цвета в общем спектре, что и делает свет более близким к солнечному), соответствуют европейским нормам, имеют стандартную мощность и могут без проблем устанавливаться взамен обычных галогеновых ламп. Понятно, что по яркости такая лампа не может сравниться с ксеноновой, однако, такой цвет выделяет машину из общего потока.

Широко распространенное заблуждение, что псевдоксенон должен быть синим, толкает энтузиастов на установку синих колпачков или покупку галогенок с напылением такого же цвета. Некоторые даже закрывают фары синими полупрозрачными колпаками. Ничего, кроме вреда, такой подход принести не может! Любое напыление, колпачок или крышка на фаре приводят к тому, что на дорогу попадает меньше света. Правда, существует ряд европейских и японских фирм, которые поставляют на наш рынок продукцию, отвечающую всем стандартам. Это так называемые газонаполненные лампы. Они светят действительно гораздо ярче обычного «галогена». Но и стоят дороже.

МОНТАЖ

Установка ксенона в штатную оптику обойдется вам в сравнительно небольшую сумму. Естественно, что обратная операция (например, при продаже автомобиля) также возможна. Но если нет желания или возможности вмешиваться в стандартную светотехнику, к вашим услугам большой ассортимент дополнительной оптики.

ЧТО ПОЧЕМ?

В настоящее время на рынке представлена продукция немецких, корейских, японских и российских компаний. Разброс цен воображения не поражает, хотя, разумеется, фирменные компоненты дороже. Цена так называемого установочного комплекта складывается из нескольких позиций: это лампы + блоки (иногда бывают разнесенными, блок зажигания + контроллер) и жгут проводов со всеми необходимыми штекерами, реле и предохранителями. В зависимости от производителей цена на установочный комплект начинается с $300. Установка — $50 на отечественный автомобиль и $80—120 на иномарки.

При установке би-ксенона (двойного ксенона) цена увеличивается за счет исполнительного устройства, позволяющего переключаться с ближнего света на дальний и наоборот. Эти устройства бывают нескольких типов: либо лампы с двойными колбами, либо устройство, позволяющее двигать лампу, изменяя фокусное расстояние. Цены стартуют с $400; установка — от $120 на отечественные машины и от $150 на иномарки. У большинства европейских производителей ксенон на новые автомобили устанавливается как опция, а для подержанных (представительского и бизнес-класса) предлагаются фары в сборе.

В последнем случае надо прибавить цену отражателя и оптики. Владельцам отечественных ВАЗов (8—9-го семейства) за настоящий немецкий би-ксенон (фары в сборе + установочный комплект) придется выложить $650. Гарантия — 12 месяцев на блоки и шесть — на лампочки, при условии установки аппаратуры специалистами. Собственно, обычно компания-продавец и занимается установкой. Все вышесказанное относится к ксенону потребительского класса (4500—6000оК, максимум 7000оК).

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *