Ослепленные. Мощные фары — мечта любого водителя. Но в нашем Отечестве меры не знают и стремятся исполнить мечту любой ценой. В результате новые фары слепят и встречных, и поперечных.
Помните, в фильмах про войну, яркие лучи прожекторов пляшут в ночном небе, отыскивая самолеты фашистов? Мало кто знает, что мощные прожектора не только освещают цели. Ветераны вспоминают: мощным лучом света можно было запросто сбить вражеский бомбардировщик или истребитель с курса. А если без защитных очков смотреть на работу электросварщика? Есть риск вообще лишиться зрения. Увы, примета нашего времени: свет некоторых автомобильных фар на дороге до боли (в буквальном смысле) напоминает луч мощного прожектора или дуги электросварки. Это так называемый ксенон.
— Ксенон — круто! — восклицает владелец тюнингового агрегата, беззастенчиво слепя собратьев по дороге. Встречные чертыхаются, притормаживают, жмутся к обочине, пережидая, пока глаза опять начнут видеть. И что же это за ксенон такой, откуда он взялся на нашу голову?
Хулиганы зрения лишают
Обычная автомобильная галогеновая лампа устарела? Нет, она служит и будет еще служить автомобилистам долго. Но, отдавая дань моде, десятки официальных и неофициальных фирм и фирмочек начали производить в огромном количестве новые лампы — ксеноновые. Раньше ксенон был привилегией только очень дорогих автомобилей — он действительно дорог, если устанавливать его по правилам. Но тщеславие людское безразмерно. В результате сегодня различные подделки под ксенон вам поставят на любом рынке и на любые «жигули». Не следует, однако, путать настоящий ксенон и голубые галогенки, которых великое множество, они — «псевдоксенон», который к истинному не имеет никакого отношения.
Настоящий ксенон — это газоразрядные лампы, дающие свет за счет дуги между двумя электродами, подобной той, что используется в электросварке или в мощных кинопроекторах.
Дуга, сродни плазменной, возникает, когда на электроды, запаянные в колбу с газовой смесью, в которую входит ксенон, подается электрический импульс силой 25 000 вольт. Давайте разберемся: что можно считать правильной установкой ксенона, а что может пойти во вред как встречным водителям, так и самому владельцу «чуда».
Терминология света
Как бы вас ни убеждали мастера и подмастерья, помните главное: просто так заменить в фарах стандартные галогенки на ксеноновые невозможно. Для этого требуется так называемый HID-комплект, куда входит «блок розжига» с умножающим напряжение трансформатором и встроенными микрочипами, и масса другого вспомогательного оборудования. У газоразрядных ламп свои, отличающиеся от галогеновых обозначения. В индексах D4R и D4S цифра означает — номер поколения, литера R — что лампа предназначена для рефлекторной (обычной) оптики, а S — для прожекторных систем.
Помимо отличий в цоколе, у ламп R должно быть светопоглощающее напыление на колбе в виде двух продольных полосок и кольца. Они требуются для коррекции луча, чтобы соблюдались европейские требования к светотеневой границе. У S же колба чистая.
Как отличить настоящий ксенон от поддельного? Очень просто. Берем обычный галоген (как правило, эти лампы чаще всего маскируют под ксенон) и настоящий ксенон. Если есть спираль накаливания — однозначная подделка.
Желтый, белый, голубой…
Реальный синий свет в ксеноновых фарах является нарушением всех принятых стандартов (официально разрешенных «синих ламп», кроме спецсигналов, не существует!). Оптимальным считается свет с цветовой температурой 4100-4500 кельвинов. Исследования показывают, что чрезмерный цветовой сдвиг уже сам по себе вызывает повышенное ослепление встречного транспорта. Глаз человека более чувствителен к синему свету. Степень ослепления зависит от того, сколько именно синего в видимом спектре.
- Плюсы…Их немало. Прежде всего ксеноновая фара более чем в два раза ярче галогеновой. У ламп ближнего света — ярче и шире зона обзора, у фар дальнего — луч бьет дальше. Ксеноновые лампы долговечнее и потребляют меньше энергии, а следовательно, ниже нагрузка на генератор автомобиля и не так сильно греются детали оптики.
…и минусы
Они также очевидны. Продавцы ксеноновых ламп, рекламируя продукцию, утверждают, что яркий свет помогает в темное время суток и в сложных погодных условиях, что ведет к снижению ДТП. При этом умалчивается тот факт, что самостоятельно установленные или установленные без автокорректора или омывателя ксеноновые фары способны настолько ярко ослепить встречных водителей, что вероятность ДТП возрастает многократно. В этом случае, кстати, рискует и сам владелец ксенона. Кроме того, и как правило, дешевые ксеноновые системы не имеют соответствующей электронной защиты. Поэтому при ДТП водитель рискует получить электрический удар в 25 000 вольт.
Еще один серьезный недостаток — ксеноновые лампы медленно разгораются (если это не дорогие экземпляры четвертого и пятого поколения) и не способны к быстрому переключению на ближний и дальний свет. Лишены этого недостатка биксеноновые лампы, которые, так же, как и галогеновые, способны мигать и полноценно переключаться с ближнего на дальний. Правда, цена кусается. Стоимость качественного комплекта ксенона, лишенного всех перечисленных выше недостатков (без установки) достигает 18 тысяч рублей. Цена лампочек — шесть тысяч рублей. Лампы нужно менять парами.
А как по правилам?
В перечне неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля в нашей стране, ни о ксеноне, ни об автокорректоре, ни об омывателе фар не сказано ни слова. Но выезжать на дорогу категорически нельзя, если:
- — количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, а на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Другими словами, как мне объяснили в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, плановый тех осмотр смогут пройти лишь те автомобили с ксеноновыми фарами, у которых эта конструкция предусмотрена заводом — изготовителем автомобиля.
А статья 12.20 административного кодекса карает за нарушение правил пользования внешними световыми приборами предупреждением или штрафом в 100 руб.
Вопрос. Почему за границей ксенон не слепит?
Виктор Артюхов, владелец автомастерской по установке ксеноновых систем:
- — На дорогах многих стран Европы и в США действуют строгие ограничения — если у тебя ксеноновые фары, они обязательно должны иметь автоматический корректор угла наклона и омыватель фары.
Обратите внимание на слово «автоматический»: только автомат способен дать гарантию точной фокусировки фары, которая не слепит встречных водителей. Нарушителей в этих странах ожидает очень большой штраф. В России тоже есть ограничения. По существующим правилам свет фар должен быть либо желтым, либо белым, либо оранжевым. При прохождении ТО гаишники серьезно придираются к владельцам синего ксенона. Но мы знаем, что получить талон техосмотра, не заезжая на контрольный стенд, в России все-таки можно.
Есть еще одна «наша особенность» — некоторые мастерские запросто меняют штатные галогенки на новомодные ксеноновые, не обновляя при этом устройства, корректирующего световой поток. И это плохо. Ведь вместе с ксеноном необходимо установить автокорректор, омыватель фар. Однако клиенты от этого зачастую отказываются — дорого. Заставить насильно никто не может. Вот и слепят потом всех встречных. Здесь дело ясное: закон надо ужесточать!