Показать сообщение отдельно
Старый 20.08.2009, 10:31   #4
Айболит
Основатель форума
 
Аватар для Айболит
 
Регистрация: 29.09.2007
Сообщений: 5,874

Город: Москва
Имя: Виктор
Авто: Octavia A5 FL
По умолчанию

понимаю, что_ничего_нового я здесь не описал, но, как я писал, здесь нет четких формул - это все компромиссы (также, как и в других вопросах а/м-строения, например, какой толщины металл использовать для кузова? :-)
что касаемо предельной емкости акб, которую можно установить. тоже все условно. но есть некоторые граничные условия, от которых можно немного отталкиваться.
1. разряженную акб ставим на а/м и заводим (любым способом) двигатель. генератор "пытается" выдать 14 (+/-) вольт, но слишком разряженный аккумулятор при таком напряжении потреблял бы ток больший, чем может выдать генератор. поэтому напряжение в бортсети будет некоторое время меньше, чем номинальное. принципиального конфликта при этом не произойдет (т.е. для генератора никакой перегрузки не будет), но сам факт не слишком "правильный" для а/м. но здесь тоже все относительно. 100% разряженный аккумулятор емкостью 55 а*ч будет "нагружать" больше, чем 50% разряженный аккумулятор 90 а*ч.
2. более тяжелая ситуация. сильно (или полностью) разряженный аккумулятор ставим на а/м и раскручиваем двигатель до больших (4000...6000об/мин) оборотов. здесь конфликт может стать принципиальным: для того, чтобы получить на клеммах аккумулятора напряжение 14(+/-)в, может потребоваться ток, превышающий максимально допустимый ток генератора (определяется, в первую очередь, допустимым током выпрямительных диодов). и чем сильнее разряжена акб и чем больше ее емкость, тем больше этот ток. поэтому слишком емкие акб в такой ситуации могут перегрузить генератор.
но ведь тут тоже все условно. потому что полностью разряженная акб емкостью 55 а*ч может потреблять зарядный ток больше, чем 40%-разряженная акб емкостью 90 а*ч. а если у акб емкостью 55 а*ч одна и из "банок" (правильнее сказать один из аккумуляторов) "пробита" (т.е. имеет внутреннее замыкание), то эта акб может перегрузить генератор, даже если все остальные "банки" исправны и заряжены.
так что в разных условиях акб с меньшей емкостью могут вызвать большие перегрузки, чем акб с большей емкостью. но при равных условиях (опять же, имеются ввиду не "слишком хорошие" условия - разряженность или неисправность) более емкие акб, понятно, с большей вероятностью могут вызвать перегрузку генератора.
3. если исходить из полностью исправной и почти полностью заряженной акб, то использование даже значительно (т.е. в 2 и более раз) емкой акб не должно произойти перегрузки генератора. каковы же "предельные" величины? это можно было бы сказать, проведя ряд опытов.
а. берем акб емкостью 55 а*ч, и полностью разряжаем ее (полностью - это не значит, "в нуль", а до напряжения примерно 10,2в). далее подключаем ее к мощному источнику, выдающему напряжение, которое поддерживает конкретный автомобильный генератор. акцентируя внимание на слове "конкретный" я имею ввиду то, что на моем а/м генератор (опять же, при заданной температуре) поддерживает, скажем, 14.4в, а на другой - 13.8в. подключив к этому источнику, измеряем зарядный ток, потребляемый акб. замечу, что он может быть очень большим. далее заряжаем (нормальным, т.е. в пределах 5а) током в течении времени, чтобы акб получил 10% зарядку. делаем паузу (для снижения эдс акб) и снова производим замер при 14в. и так до тех пор, пока не зарядим акб полностью (или до 90%). таким образом получим график зависимости зарядного тока акб при напряжении генератора от степени разряженности акб.
б. то же проводим для более "емких" акб (90а*ч, 150а*ч, 180а*ч и т.д.). получив эти данные и зная предельное значение тока для данного генератора, мы сможем сказать, что (к_примеру) акб емкостью 90а*ч нельзя будет эксплуатировать на данном а/м при ее разряженности более, чем на 80%, акб емкостью 150а*ч - при разряженности более, чем на 50% и т.д. и то, это при условии, что при установке на а/м акб в этом состоянии двигатель будет запущен на высокие обороты, при которых генератор способен выдать ток, равный предельно допустимому, хотя вряд ли при запуске двигателя вы сразу раскручиваете двигатель до высоких (тем более, предельных) оборотов
таким_образом, нельзя сказать, что при установке акб с какой-то предельной емкостью произойдет перегрузка генератора - все зависит от целого_ряда_условий (емкости, степени разряженности, исправности акб, оборотов двигателя, характеристики_генератора и предельно допустимого тока отдачи)...
с моей точки зрения, если акб исправна и не разряжена (т.е. практически полностью заряжена), то замена акб емкостью 55а*ч на значительно более емкую (и 90, и 120, и 150 и, думаю, 180 и более) а*ч не выведет генератор из строя. но чем_большей будет емкость акб, тем с большей вероятностью могут наступить те условия (большая разряженность, выход из строя "банки"), при которых возможна перегрузка генератора.
естественно, возникает вопрос: а зачем вместо штатной (с емкостью 55...60 а*ч) устанавливать акб значительно большей емкости, т.е. для чего такой запас???
нормально акб итак имеет некоторый запас, обеспечивающий:
а) терпимый срок плановой замены акб (она ведь в процессе эксплуатации епенно изнашивается, теряя свои рабочие свойства: пусковой ток, емкость (разных типов) и др.);
б) запас пусковых свойств а/м (с учетом осложняющих обстоятельств - низкой температуры, плохого состояния двигателя, низкой квалификации водителя и др.);
в) поддержание напряжение в бортсети при отрицательном балансе (низкие обороты двигателя и большое электропотребление);
г) питание потребителей при неработающем двигателе;
д) резервная емкость для возможности доехать до стоянки при выходе генератора из строя;
я написал те пункты, которые пришли мне навскидку. но вопрос все равно остался: для каких из этих пунктов необходим больший запас емкости акб?
вот, например, на "мерседесе" (весьма высокого класса), который обслуживает мой знакомый, стоит акб емкостью 100 а*ч. но там, например, есть принципиальная необходимость хотя бы по пункту "г" - возможность использования отопителя при неработающем (но теплом) двигателе - при этом работает циркуляционный насос и вентилятор отопителя - неслабые потребители. есть там и другие сильнопотребляющие нагрузки, используемые при выключенном двигателе: модная аудио- видеосистема, вибромассажеры, подогрев сидений и др. при этом и пункт "в" более значим, чем в других а/м. поэтому и емкость больше. но ведь не 180 а*ч!
__________________
Наш Telegram - канал
А кому сейчас легко?
Айболит вне форума