Участники рынка попросили власти регионов о помощи. Автошколы обратились к главам регионов с просьбой оказать им помощь в связи с вынужденным простоем в период эпидемии.
Эти организации не могут рассчитывать на уже объявленные меры поддержки, так как не входят в категорию малого и среднего бизнеса, сказано в письме Союза автошкол России властям субъектов. Сейчас в стране действуют 7,5 тыс. организаций по подготовке водителей, почти все они закрыты. Кризис может привести к разорению 70% автошкол, считают участники рынка.
Стоп-линия
Союз автошкол России попросил региональные власти оказать поддержку некоммерческим образовательным организациям, которые занимаются подготовкой водителей. Сегодня в большинстве субъектов они закрыты из-за ограничений, связанных с борьбой с коронавирусом. При этом, как указано в письме союза, направленном главам регионов (документы есть у «Известий»), автошколы не могут воспользоваться мерами поддержки малого и среднего бизнеса, так как они считаются некоммерческими организациями. Союз просит разработать для них специальный комплекс мер (в том числе помочь с отсрочкой уплаты арендной платы). Либо, если этот вопрос невозможно решить на региональном уровне, включить их в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших из-за новой коронавирусной инфекции.
После того как президент своим указом передал региональным властям дополнительные полномочия для борьбы с коронавирусной инфекцией, мы решили обратиться к губернаторам для разрешения сложившейся ситуации. До введения режима самоизоляции автошколы набрали учеников, но теперь не могут выполнить свои обязательства перед ними. Хотелось бы, чтобы власти поддержали профессиональное обучение, — сказал председатель правления Союза автошкол России Александр Ачкасов.
В Минэкономразвития Тверской области «Известиям» заявили, что обращений от автошкол пока не поступало, но подтвердили, что разработанные меры поддержки в эпидпериод на них действительно не рассчитаны, так как они «по своей организационно-правовой форме не являются субъектами малого и среднего предпринимательства».
Письма уже направлены в Красноярский край, Омскую, Свердловскую, Нижегородскую, Тверскую области и в ближайшее время будут разосланы в остальные регионы. Так как автошколы — небольшие организации, то не у всех есть весомая финансовая подушка, чтобы пережить долгий период самоизоляции, отметил Александр Ачкасов.
По его словам, арендодатели в большинстве случаев не идут навстречу и не предоставляют автошколам отсрочку платежей на время приостановки их деятельности, что усугубляет ситуацию. В пресс-службе губернатора Нижегородской области отметили, что перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, постоянно обновляется.
«Этот список формируется правительством РФ. Вне зависимости от включения в перечень малый и средний бизнес может получить отсрочки уплаты арендной платы за государственное и муниципальное имущество, а также ряд налоговых отсрочек. Кроме того, для предприятий, где зарплата сотрудников выше МРОТ, вдвое снижены страховые взносы — с 30% до 15% (правда, эта мера касается только МСП. — «Известия»)», — говорится в ответе пресс-службы на запрос.
В ожидании мер
По данным Национального союза ассоциаций автошкол, в России 7,5 тыс. таких организаций, в них работает 100–150 тыс. человек: преподаватели, инструкторы, администрация. Еще в конце марта союз обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке.
В правительстве ответили, что рассмотрели наше обращение и направили его в Минэкономразвития, — рассказала исполнительный директор Национального союза автошкол Елена Зайцева.
В МЭР, в свою очередь, заверили, что будут иметь в виду некоммерческие образовательные организации при разработке мер финансовой поддержки, сказала она (письмо МЭР в адрес союза есть у «Известий»). Но когда и какие меры будут приняты, до сих пор неизвестно, добавила Елена Зайцева. В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» на момент публикации не ответили. Елена Зайцева заметила, что по финансовым показателям и штатной численности автошколы — это микробизнес. Хотя и к этой категории они не относятся, так как являются некоммерческими организациями. За месяц их финансовая ситуация стала очень плачевной, рассказала эксперт.
По ее словам, в начале апреля в регионы также были направлены письма с просьбой разрешить автошколам практические занятия, но всего несколько субъектов дали на это добро: Архангельская, Ульяновская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, а также Карелия. Елена Зайцева считает, что из-за тяжелой финансовой ситуации с рынка может уйти около 70% автошкол. А чтобы выстроить заново качественное профессиональное обучение и возродить эту отрасль, потребуется несколько лет.
Без прав
Закрытие большого количества автошкол может привести к повышению цен на их услуги и к возрождению рынка поддельных документов, считают в Госдуме.
Те, кто переживет этот кризис, станут фактически монополистами, вследствие чего вырастут цены. А дефицит автошкол приведет к тому, что не все желающие смогут воспользоваться этими услугами. Сразу возрастет спрос на поддельные права, справки об окончании курсов автошколы, — полагает депутат ГД Вячеслав Лысаков.
По его оценке, в России ежегодно около 2 млн человек получают водительские удостоверения.
Главной мерой поддержки автошкол, по мнению зампреда комитета по транспорту Госдумы Владимира Афонского, должно стать разрешение работать.
Сегодня многие автошколы просят разрешить им проводить практические занятия с соблюдением необходимых требований безопасности. Это нужно рассматривать в каждом регионе отдельно, так как ситуация на местах разная. Вождение в условиях эпидемии, конечно, организовать сложно, но программу обучения сокращать не стоит, — сказал он .
Парламентарий подчеркнул, что нельзя допустить закрытия автошкол, иначе возникнут проблемы с подготовкой водителей.