Новые правила работы дорожных камер

С 1 сентября заработают новые требования к установке и работе дорожных камер. Минтранс упростил требования к установке дорожных камер и готов отказаться от идеи контроля за соблюдением ограничения скорости на динамических табло

Минтранс России согласовал с региональными властями, МВД и бизнес-cообществом новые федеральные правила применения и установки дорожных камер, сообщает «Коммерсант». Нормы должны вступить в силу 1 сентября 2024 года, постановление скоро направят в правительство.

Соответствие всех камер ГОСТу убрали

В Минтрансе отказались от положения об обязательном соответствии всех камер ГОСТу. Так, в предыдущей версии изменений в законодательство были жестко прописаны требования к точкам установки дорожных камер.

Стационарные и передвижные камеры ведомство предлагало устанавливать только:

  • на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств в целях контроля за соблюдением правил дорожного движения на такой полосе;
  • на аварийно опасных участках дорог;
  • на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
  • в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по дороге;
  • на пешеходных переходах;
  • в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
  • на перекрестках;
  • в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

В ответ на это в профессиональном сообществе указали на большой риск, что до 70% комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах придется отключить. Как уточнял в директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский, опасения связаны с тем, что закон содержит «очень узкий перечень мест, в которых возможно устанавливать комплексы», а отдельные пункты «непонятны с точки зрения правоприменения».

Штрафов за несоблюдение скорости на динамических табло не будет

Еще одним компромиссом, на который пришлось пойти Минтрансу, отказ от признания важной роли так называемых динамических дорожных табло. Ранее разработанный Минтрансом проект постановления предполагал, что дорожные камеры будут фиксировать нарушения скоростного режима, который указан на «динамичных информационных табло» и/или «знаках переменной информации».

На таких табло может указываться временное ограничение скорости. Как правило, это происходит в случае резкого ухудшения погодных и дорожных условий — при возникновении тумана, сильном дожде, снегопаде, гололеде. Сейчас камеры не фиксируют превышение скорости, если ограничение было указано на таком динамичном табло, а продолжают фиксировать скорость относительно установленных на дороге знаков. Новое постановление делало соблюдение скоростных требований, указанных на табло, обязательным — теперь же от этой идеи Минтранс отказался.

Об автомобилях с камерами на крышах будут заранее предупреждать

Также установлены требования к маркировке автомобилей с установленными на них передвижными камерами. Предлагается, например, извещать о них водителей с помощью цветографических схем или знаков.

Что ждет водителей с 1 сентября

Напомним, постановление, о котором идет речь, является одним из этапов федеральной реформы систем фиксации нарушений. Он заработает 1 cентября вместе с принятым федеральным законом № 197 о новых правилах установки дорожных камер. Его Госдума приняла сразу в трех чтениях в мае 2023 года. Документ предусматривает создание перечня оснований для установки комплексов автоматической фиксации нарушений, обязательное предупреждение о камерах, а также согласование с ГИБДД мест дислокации.

В законе содержатся общие нормы, в том числе правила согласования мест установки комплексов, финансирование сопутствующих расходов и т. д. В постановлении же закрепят технические детали, включая допустимое расстояние между камерами на дороге, порядок их учета и т. д. Первую версию документа опубликовали в 2023 году. Тогда предполагалось, что проект быстро согласуют, но возникли сложности. В итоге Минтранс то добавлял, то убирал из документа нормы, пытаясь найти компромиссное решение, которое устроило бы операторов камер, МВД, общественность и регионы.

Сколько камер в России фиксируют нарушения ПДД

Напомним, что в 2023 году количество стационарных комплексов фото-видеофиксации увеличилось до 25,2 тыс. (+9,8%). Передвижных стало меньше — до 3,1 тыс. (-1,2%). Кроме того, стало больше камер, которые размещают прямо на бортах автомобилей ГИБДД — например, в мигалках, а также на специализированном транспорта: их количество выросло до 900 (+6,3%).

Дорожные комплексы преимущественно настроены на фиксацию следующих нарушений ПДД:

  • превышения скорости (70,4%)
  • выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения (14,1%)
  • нарушение требований дорожных знаков и разметки (11,9%),
  • проезд на запрещающий сигнал светофора (11,2%).

Согласно данным МВД, в 2023 году водители чаще всего получали штрафы с камер за следующие нарушения:

  • превышение установленной скорости движения автомобиля — 81,9% от всех нарушений (ст. 12.9 КоАП);
  • несоблюдение требований дорожных знаков или разметки — 8% от всех нарушений (ст. 12.16 КоАП);
  • нарушение правил применения ремней безопасности, в том числе, когда не пристегнут пассажир — 3,7% от всех нарушений (ст. 12.6 КоАП);
  • проезд на запрещающий сигнал светофора или невыполнение требования ПДД об остановке перед стоп-линией — 2,7% от всех нарушений (ст. 12.12 КоАП);
  • нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части — 1,2% (ст. 12.15 КоАП);
  • движение по полосе для маршрутных транспортных средств — 1,1% (ч. 1.1 и 1.2 ст. 12.17 КоАП).

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *