Моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей

Моторные масла для бензиновых двигателей

  • SE — класс масел для бензиновых двигателей 1972 — 1980 гг. выпуска
  • SF — моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.
  • SG — масла данного класса обладают ещё более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.
  • SH — этот класс был введен в 1993 году. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая.
  • SJ — новый класс масел, введенный в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.

Моторные масла для дизельных двигателей

  • СС — класс масел для двигателей с лёгким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.
  • CD — класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.
  • CE — класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.
  • CF — класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей.
  • CF-4 — улучшенный класс масел, заменяющий класс CE.
  • CF-2 — этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей.
  • CG-4 — класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта.
  • CH-4 — новый класс масел, предназначенных для тяжёлого транспорта.

Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка — ССМС (Committee of Common Market automobil Constructors), основанный в 1972 г., в 1975 г. опубликовал требования к качеству моторных масел для двигателей европейской сборки. В 1991 г. спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности. Классификация ССМС включает все испытания API и предписывает дополнительное, более строгое тестирование на европейских испытательных двигателях (см. табл. ниже) Комитет ССМС прекратил свою деятельность в 1996 г., но обозначения этой классификации все еще встречаются на этикетках моторных масел.

  • ССМС разделяет моторные масла на три категории:
  • G(Gasoline — бензин) — для бензиновых двигателей;
  • G4 — для бензиновых двигателей.
  • G5 — масла с хорошими антифрикционными свойствами для бензиновых двигателей.
  • D (Diesel) — для дизельных двигателей грузовиков;
  • D4 — для дизельных двигателей грузовых автомобилей без наддува и с наддувом.
  • D5 — для дизельных двигателей грузовых автомобилей без наддува и с наддувом при удлиненных интервалах смены масла, SHPD-уровень.
  • PD — для дизельных двигателей легковых автомобилей.
  • PD 2 — для дизельных двигателей легковых автомобилей без наддува и с наддувом.
  • ССМС G4. По вязкости соответствует маслам по SAE 10W-XX и 20W-XX.

По качеству отвечает более высоким требованиям, чем по спецификации API SG, по степени износа клапанных коромысел, по склонности к образованию высокотемпературных отложений, до стабильности к окислению, шламообразованию и износу деталей двигателей.

  • ССМС G5. По вязкости соответствует маслам по SAE 5W-XX и 10-ХХ. Превышает требования API SG по степени износа клапанных коромысел, по склонности к образованию высокотемпературных отложений, по стабильности к окислению, по моющим и противоизносным свойствам.
  • ССМС РD2. Ужесточены требования по закоксованию поршневых колец и степени износа коромысел клащнов.

Классификация ССМС для бензиновых двигателей

Класс ССМС Описание

  • G1 Для моторов, выпущенных до 1989 г. Примерно соответствует API SE. Дополнительно были проведены лабораторные исследования и испытания двигателя.
  • G2 Для моторов, выпущенных до 1990 г. Примерно соответствует API SF. Дополнительно были проведены лабораторные исследования и испытания двигателя.
  • G3 Для моторов, выпущенных до 1990 г. Примерно соответствует API SF. Дополнительно были проведены испытания двигателя. Отвечает строгим требованиям по стабильности смазывающих свойств, устойчивости к процессам окисления и старения. Применяется для легкотекучих масел.
  • G4 Примерно соответствует API SG. Дополнительно были проведены испытания по предупреждению образования осадка и процесса износа. Применимо для универсальных моторных масел
  • G5 Примерно соответствует API SG. Легкотекучее моторное масло с низкой вязкостью. Отличается от G4 более жесткими общими требованиями к качеству масла.

Классификация ССМС для дизельных двигателей грузовых автомобилей

Класс ССМС Описание

  • D1 Для моторов, выпущенныхдо 1989 г. Примерно соответствует API CC. Были проведены дополнительные испытания дизельных двигателей грузовиков.
  • D2 Для моторов, выпущенныхдо 1990 г. Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонадду вом и возможностей удлиненного интервала замены масла.
  • D3 Для моторов, выпущенныхдо 1990 г. Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонавдувом и возможностей удлиненного интервала замены масла.
  • D4 Примерно соответствует API СЕ. Были проведены дополнительные испытания двигателей с турбонадду вом, а также усовершенствованы свойства по износостойкости и присадки, предотвращающие сгущение масла.
  • D5 Легкотекучее моторное масло низкой вязкости, применяется при тяжелых нагрузках и удлиненных интервалах замены масла в двигателях с турбонаддувом.

Также в спецификацию входят масла SHPD (Super High Perfomance Diesel).

Классификация ССМС для дизельных двигателей легковых автомобилей

Класс ССМС Описание

  • D1 Для моторов, выпущенных до 1989 г. Примерно соответствует API CD и CCMC D2. Применяется в быстрооборотных европейских двигателях с турбонаддувом и без. Отличается высоким требованием по качеству.
  • D2 Для моторов, выпущенных до 1990 г. Применяется в мощных двигателях и отличается от PD 1 особо жесткими требованиями по качеству.

Вязкость моторных масел выражается с помощью классификации SAE (Society of Automotive Engineers). В классификации SAE масла разделены на одиннадцать классов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Для масел, обозначенных только цифрой, предельная вязкость определена при 100*С в соответствии с приложенной таблицей. Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости при 100*С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость при низких температурах. Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре. Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS).

Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой температурой безопасного пуска двигателя. Буквы «HTHS» в таблице расшифровываются как High Temperature High Share Rate, т.е. «высокая температура — высокая прочность на один сдвиг». С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре.
Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет несколько диапазонов вязкости, т.е. отвечает требованиям к вязкости в определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.

Класс SAE Вязкость по ССS, cP/°C

Предельная температура перекачиваемости, °С HTHS, cP Вязкость cSt/100°C

  • 0W 3250 / -30 -40 — больше 3,8
  • 5W 3500 / -25 -35 — больше 3,8
  • 10W 3500 / -20 -30 — больше 4,1
  • 15W 3500 / -15 -25 — больше 5,6
  • 20W 4500 / -10 -20 — больше 5,6
  • 25W 6000 / -5 -15 — больше 9,3
  • 20 — — 2,6 5,6 — 9,3
  • 30 — — 2,9 9,3 — 12,5
  • 40 — — 2,9 / 3,7 12,5 — 16,3
  • 50 — — 3,7 16,3 — 21,9
  • 60 — — 3,7 21,9 — 26,1

Классификация АСЕА

Ведущие автомобилестроители европейских стран разработали и с 1 января 1996 г. ввели в действие классификацию моторных масел АСЕА (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles — Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая базируется на европейских методах испытания, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытания по API, SAE и ASTM. Классификация АСЕА заменила еще иногда упоминаемую в документации и описаниях масел отмененную классификацию ССМС (Комитет производителей автомобилей европейского Общего рынка) и установила новую, более жесткую, по сравнению с ССМС, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам. С 1 марта 1999 г. все новые масла должны соответствовать более современным требованиям — требованиям АСЕА-98. Однако до 1 марта 2000 г. допускается использование требований АСЕА-96. После этой даты все масла должны соответствовать требованиям АСЕА-98.

Имеются три различные АСЕА-категории:

  • A (для бензиновых двигателей легковых автомобилей);
  • В (класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности);
  • Е (класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty) тяжелых грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и т. п).

Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные достоинства масла. В каждой группе моторное масло делится на категории (1-5). Чем больше порядковый номер в группе, тем качественнее моторное масло. При дальнейшем видоизменении классификации АСЕА изменяют код года и этим определяют новый класс, например, А1-96 заменяют на А1-98, АЗ-96 на АЗ-98. Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских.

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *