Пассивный, не значит — Бездейственный

Чтобы двигатель заглох, когда это необходимо, или не запустился вовсе, нужно разорвать какую-нибудь важную электрическую цепь — это называется блокировкой, или, говоря канцелярским языком, препятствием несанкционированному запуску двигателя.

В автомобильных охранных системах для блокировки используются реле. Блокирующие реле могут быть встроены в центральный блок сигнализации, могут быть внешними и управляться от специальных выводов с центрального блока. Способность системы противостоять взлому определяется типом реле, и соответственно, типом блокировки. При АКТИВНОМ типе блокировки реле в обесточенном состоянии РАЗРЕШАЕТ запуск двигателя. Они еще называются реле с «нормально замкнутыми» контактами (НЗ). В режиме «Снято с охраны» на входе нет напряжения, и реле своими НЗ контактами разрешает запуск двигателя. Понятно, что для нейтрализации активной блокировки ДОСТАТОЧНО любым методом ОБЕСТОЧИТЬ модуль сигнализации.

Бочка дегтя

Отметим еще, что на БОЛЬШИНСТВЕ сигнализаций, как старых, так и новых поколений, особенно в импортных системах, используются именно НЗ-реле. Дело в том, что во многих странах существуют строгие требования безопасности, выдвигаемые к охранным системам. Они (охранные системы) должны быть сконструированы таким образом, чтобы выход из строя сигнализации не влиял на безопасность управления транспортным средством. Таким образом, большинство импортных охранных систем представляют собой «игрушки», которые только с виду могут казаться серьезными. А для угонщика они — просто находка. Существует масса способов, как обезвредить активные (как это нелогично звучит) блокировки. Иногда достаточно вытащить из монтажного блока предохранители и восстановить цепи вручную.

При ПАССИВНОЙ блокировке реле в обесточенном состоянии ЗАПРЕЩАЕТ работу двигателя, контакты такого реле «нормально разомкнуты» (НР). Для снятия блокировки необходимо подать на обмотку реле напряжение, реле переключится, и двигатель можно будет завести. НР-блокировки обезвредить значительно труднее, особенно если установка произведена грамотно. Нужно разобраться в хитросплетениях проводов, найти из них те, где потерян контакт, проследить место нахождения реле и восстановить целостность цепи. Если автомобиль хранится в гараже или надолго оставляется без присмотра, сигнализация обязательно должна быть оснащена НР-реле.

Системы с НР-контактами реле — это практически все отечественные системы. Для российских «сигналок» производства компаний Magic Systems, «Альтоника» (бренды Reef, Black Bug, представительство в Иркутске — Trinity Cars) это давно стало правилом. Ряд зарубежных производителей изменили своим принципам и тоже выпускают системы, в которых можно организовать пассивную блокировку. Но сделано это хитро. Чтобы не менять кардинально принцип организации блокировок, для установки дополнительного НР-реле выделяется канал. На некоторых системах тип контактов реле может быть запрограммирован (на заводе изначально программируется НЗ тип). Плюс ко всему, реле нужно приобретать отдельно.

Бочка дегтя

И все же НР-реле тоже поддаются нейтрализации. Их можно обнаружить путем «прозвонки» цепей. Если обнаруживается разрыв, значит там может стоять реле. Двигаясь по проводам, находят реле и восстанавливают целостность цепи. Есть метод проще: зная маркировку (цвет) управляющего провода, который отвечает за подачу напряжения на реле, достаточно проткнуть иглой его и какой-нибудь соседний провод с 12В. Реле замкнет цепь. Правда, на некоторых сигнализациях все провода имеют один цвет. Впрочем, в этом случае достаточно добраться до центрального блока (можно проследить, куда ведет провод светодиода) и отсчитать нужный порядковый номер на разъеме (а по центральному блоку всегда можно определить, что это за система). Но для этого требуется время! Вот мы и затронули ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ. Если центральный блок спрятан надежно — маловероятно, что угонщики смогут быстро снять НР-блокировки. Это потребует от них отличного знания электроники и электрической схемы автомобиля.

В момент угона с машиной часто не церемонятся.

У этой, к примеру, с «мясом» вырван замок двери. И все же есть большой минус у НР-блокировок — они очень требовательны к качеству установки и к качеству самих реле. Если появятся проблемы с питанием реле, оно разорвет цепь, и автомобиль может заглохнуть прямо на дороге. А то придется со стоянки тащить в сервис. Прогресс не стоит на месте и взамен аналоговых реле, производители создали так называемые реле-иммобилайзеры или «беспроводные» реле, которые намеренно делаются похожими на штатные реле автомобиля (используется соответствующая маркировка). Внутри них имеется схема управления, осуществляющая коммутацию (включение/выключение) по командам высокочастотного кодированного сигнала, поступающего от центрального блока цифровому проводу (шина LAN) или по штатной проводке. Никаких дополнительных проводов не требуется! Если это НР-реле, то охранная система по надежности получается «супер».

Бочка дегтя

Однако при большом желании и наличии достаточного времени, беспроводное реле можно отыскать и заменить на обычное. Поэтому неразумным видится подход, когда установщики слова «взамен штатного» понимают буквально. Угонщики прекрасно знают места, где могут располагаться штатные реле. Часто ли на иномарках они выходят из строя? То-то и оно. Реле, которое немножко отличается от заводского, вероятнее всего и есть «засланный казачок». Некоторые специалисты критически относятся к беспроводным реле — за счет удобства в установке они расхолаживают нерадивых мастеров. Кроме того, если команда на реле передается по цифровому проводу, а само реле находится в салоне, то провод и реле нуждаются в особо хорошей маскировке.

И все-таки установка беспроводного реле — это на сегодня самый эффективный способ защиты. Существуют еще беспроводные реле, имитирующие неисправность (технология Wait-up, применяемая, к примеру, в изделиях компании «Альтоника» и отлично реализовано в иммобилайзерах Black Bug BT-71W, к примеру). Такое реле имеет нормально замкнутые контакты, и его нельзя обнаружить с помощью проверки цепи на разрыв. Когда автомобиль трогается с места, срабатывает датчик движения и разрывает цепь. Автомобиль глохнет. Реле снова замыкает контакты — двигатель можно завести. Машина опять трогается с места и спустя некоторое время снова глохнет. Такое поведение может довести угонщика до белого каления.

Прежде чем закончить разговор о блокировках, стоит сказать, что «невидимость» и недоступность блокировки — это самое главное. Именно поэтому, кстати, иммобилайзеры в плане борьбы с угоном, заведомо надежнее любой сигнализации, потому что они «невидимые и неслышимые» сторожа. И если угонщик не догадывается, что в машине стоит иммобилайзер, его шансы увести автомобиль будут стремиться к нулю. Существуют иммобилайзеры двух типов. Иммобилайзеры КОНТАКТНОГО типа (со считывателем кода) имеют существенный недостаток — если найти считыватель, то по проводам можно проследить, где находится блок управления (а там уже все зависит от фантазии и умения угонщика). Сейчас их прочно вытесняют БЕСКОНТАКТНЫЕ иммобилайзеры (Black Bug, Agent, Mister X и др.).

Они управляются по радиоканалу от электронной метки (в виде брелока или пластиковой карточки). Метка хранится в кармане владельца. Разблокировка происходит автоматически, как только водитель займет свое место. Стоит ему удалиться, иммобилайзер активируется. Одними из лучших в своем роде считаются иммобилайзеры Black Bug и Agent. Первые создаются компанией «Альтоника» уже с десяток лет, и за это время сменилось несколько поколений. Самые современные — Black Bug Plus BT-71, BT-81 (стоимость с установкой — от $400). Agent — совершенно новая разработка компании Magic Systems специально по заказу ресурса «УГОНА НЕТ». Одно из весомых достоинств — сравнительно невысокая цена — около $300 с установкой. Достойной альтернативы ВВ и «Агенту» на сегодня нет.

Выводы:

  • — желательно использовать реле с нормально разомкнутыми контактами.
  • — реле не должны стоять в салоне автомобиля (лучше под капотом, который защищен замком) или должны быть надежно спрятаны.
  • — центральный блок сигнализации должен находиться в месте, к которому невозможно подлезть без основательной разборки салона.
  • — беспроводные реле предпочтительнее аналоговых.
  • — реле с технологией WAIT-UP способно ввести угонщика в заблуждение.
  • — иммобилайзер — «невидимый» сторож, отличное дополнение к сигнализации.

МАСТЕР КОДА

Теперь, что касается экзотических способов угона с применением всевозможных электронных средств. Это может быть код-граббер, сканер, электрошокер (для выбивания «мозгов» сигнализации) и прочая заумность. Вся правда о них — ниже.

Электрошокер

Истории с использованием электрошокеров больше похожи на байки. Хотя в действительности сигнализации прежних поколений вполне могли быть обезврежены мощным разрядом. Они не имели энергонезависимой памяти. У таких систем от высоковольтного импульса отказывали «мозги», и отключался режим охраны. Но такие системы уж лет десять как не выпускаются. Современные сигнализации имеют энергонезависимую память. Еще угонщики использовали метод замыкания контактов на поворотниках. Это выводило из строя предохранитель центрального блока. С современными сигнализациями такое не прокатит, потому что стоит защита от переполюсовки. А вот со старой «сигналкой» такой трюк пройдет. А мы уже говорили: выход из строя центрального блока при нормально замкнутых контактах — «трубовое дело».

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *