Вопрос, от которого зависит, как скоро нужно будет тратиться на покупку комплекта новых шин. Раньше в государственном стандарте на легковые шины (ГОСТ 4754) фигурировал гарантированный пробег. Для шин диагональной конструкции он составлял 33 тыс. км, для радиальных шин – 40 тыс.км. Теперь от такого показателя шинники отказались. Почему?
Слишком много факторов, которые реально влияют на интенсивность износа и, соответственно, на общий ресурс шины. Наиболее весомые из них: время года – 30%; стиль вождения – 30%; состояние автомобиля – 20%; исполнение шины – 10%; состояние дороги и режим движения (трасса/город) – 10%. При этом одна и та же шина стандартного класса может выдержать и 80 тыс. км пробега, и всего 30. Все зависит от совокупности условий эксплуатации. В первом случае они могут быть благоприятные, во втором — нет.
Что реально снижает ресурс шины?
- Перегрузка (или занижение давления) на 10% снижает пробег на 20%. Одним из определяющих параметров при подборе шин является максимальная допустимая нагрузка на шину. Рекомендуется применять шины с 10-15%-ным запасом по этому показателю. Такие шины будут работать в более благоприятных условиях даже при непродолжительной перегрузке.
- Постоянная езда по гравию и щебенке. На таких дорогах интенсивность износа выше из-за увеличения абразивного износа, при котором происходит образование царапин, трещин, срезов, разрывов и вырывов резины протектора.
- Частая эксплуатация в режиме продолжительного движения по трассе с большой скоростью. При длительном движении с высокой скоростью деформация шины происходит чаще. В результате внутреннего трения выделяется энергия, которая в основном преобразуется в тепловую. Происходит интенсивный разогрев резины (особенно в летнее время). Увеличивается трение о дорогу. Повышение температуры снаружи и внутри шины может привести не только к повышенному износу на поверхности протектора, но и возникновению расслоений между деталями шины. Так при температуре 120 градусов Цельсия разрывная прочность обычных резин снижается на 40%.
- Спортивный стиль езды (частые и резкие разгоны и торможения). Активный стиль вождения приводит к проскальзыванию протектора в пятне контакта, что существенно повышает интенсивность износа, как в режиме разгона, так и при торможении. Чем больше скорость, с которой начинается резкое торможение, тем интенсивней износ. Длительное аварийное торможение может привести к образованию пятна износа и даже к отрыву элементов протектора.
- Высокая температура окружающей среды (жаркое лето). Нагрев шины в большой степени зависит от температуры окружающей среды. Практически установлено, износ протектора при движении автомобиля по сухой и горячей дороге примерно в два раза больше, чем при движении по сырой и холодной дороге.
- Неправильные углы установки колес автомобиля. Нарушенные углы развала/схождения колес приводят к быстрому неравномерному износу беговой дорожки. Следует помнить, что остаточная глубина рисунка протектора замеряется в месте максимального износа, по этой причине шина с максимально допустимым износом одной из сторон беговой дорожки уже может считаться непригодной к эксплуатации.
- Динамический дисбаланс колеса. Помимо дискомфорта и снижения ресурса подвески дисбаланс провоцирует неравномерный износ по окружности шины. Завышенный дисбаланс может возникнуть после наложения заплаты в месте прокола или пореза, неравномерного износа шин, потери балансировочных грузиков и т.д.
- Не делается своевременная перестановка шин. Шины на приводной оси изнашиваются быстрее. Разница в глубине рисунка передних и задних шин в 1,5 мм является сигналом для перестановки колес. Если не переставлять колеса, то ресурс шин ведущей оси заднеприводного автомобиля может уменьшится на 15-18%, а переднеприводного автомобиля — на 30% или больше. Исходя из сказанного выше, можно предположить, что для получения от шины максимально возможного ресурса необходимо иметь исправный автомобиль, обладать спокойной манерой езды, следить за давлением воздуха и износом протектора, не ездить по плохим дорогам, использовать шины по сезону и вовремя их переставлять.
Отдельный разговор о высокоскоростных шинах класса «премиум-спорт», для которых ресурс не самый главный критерий. Для них более важны высокие сцепные свойства, обеспечивающие безопасность на высоких скоростях. Соответственно подбирается и состав резины. Ожидать от таких шин большого пробега не стоит. Даже при самых благоприятных условиях 30 тыс. км для них — это уже хорошо. Для контроля остаточной глубины рисунка протектора служат индикаторы износа — выступы нормируемой высоты, расположенные в канавках протектора. Для легковых шин высота индикатора составляет 1,6 мм. Именно при достижении такого значения глубины протектора ПДД предписывают замену шины.
Однако многочисленные испытания показали, что с точки зрения безопасности целесообразной считается замена летней шины при остаточной глубине — 3 мм, зимней шины — 4,5 мм.
Что делать с летними шинами при достижении максимального износа, объяснять не надо.
С зимними – ситуация немного сложнее. Ездить зимой уже опасно, а выбросить жалко.
Большинство современных зимних шин имеет двухслойный протектор, внешний слой которого (более мягкий) доходит до половины шашки (обратите на это внимание, если появилось желание купить шины б/у!). После его износа назвать такую шину зимней просто нельзя. Нижний более твердый слой резины позволит эксплуатировать ее летом, но в любом случае она будет проигрывать настоящей летней шине, хотя бы потому, что рисунок не будет соответствовать назначению. В зимних шинах с однослойным протектором (в том числе и восстановленных) резина однородна по высоте шашки, поэтому летом, вне зависимости от степени износа, вы будете ездить на зимней (мягкой) резине, что тоже не очень хорошо. Однако такой вариант будет более безопасным, чем езда на «лысой» летней шине.