Система кондиционирования воздуха…Кондиционер или климат-контроль?
Автомобильные системы кондиционирования бывают двух типов: кондиционер и климат-контроль. Отличаются они тем, что климатом управляет электроника, т.е. система сама решает, когда воздух надо подогреть, а когда охладить, чтобы поддерживалась заданная температура. Кондиционер же работает просто: стало жарко – включили, стало холодно – выключили.
Основным преимуществом кондиционера является его более низкая стоимость (на 30-60%). Плюс климат-контроля в том, что он самостоятельно поддерживает заданную температуру хоть круглый год, но если выйдет из строя блок управления, то вы останетесь и без кондиционера, и без печки, и даже без банального вентилятора.
Как они работают?
Несмотря на небольшие отличия, принцип работы у систем кондиционирования одинаковый: по герметичной системе циркулирует фреон со специальным холодильным маслом, не боящимся низких температур. Фреон отводит тепло из салона автомобиля, а масло смазывает компрессор и другие детали системы.
Из чего они состоят?
В любом кондиционере есть следующие части:
- Компрессор, который перекачивает хладагент по системе.
- Теплообменник-конденсатор (конденсер) — большой радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения. В нем хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость, чтобы потом снова попасть в испаритель. Перед конденсером установлен обдувающий вентилятор. Иногда этот же вентилятор отвечает и за обдув радиатора системы охлаждения.
- Клапан.
- Теплообменник-испаритель — маленький радиатор, расположенный возле радиатора «печки». В нем хладагент испаряется, превращаясь в газ, что и приводит к охлаждению испарителя.
- Ресивер-осушитель, в котором находится основная масса хладагента и происходит осушение системы от водяных паров, которые могут в ней присутствовать.
Почему они ломаются?
Конечно, в идеальных условиях кондиционер работает долго и эффективно. Но на практике это не так: «соляные» зимы, постоянная вибрация от двигателя, зачастую неграмотная эксплуатация, гаражный «сервис» значительно сокращают время службы кондиционера. Специалисты выделяют самые частые причины поломки кондиционеров:
- Ржавеют трубки, по которым проходит фреон. В результате появляется самая распространенная неисправность автомобильных кондиционеров — разгерметизация системы и утечка фреона. Обнаружить микротрещину невооруженным глазом невозможно, газ бесцветен, и его утечку можно определить только при помощи специального оборудования.
- Радиатор кондиционера страдает от механических повреждений, от воздействия химических реактивов, которыми посыпают снег зимой, от попадания мелких камешков.
- Поломка компрессора из-за длительного простоя кондиционера.
- Неисправность одного из датчиков или некорректная работа электроники (в случае с «климатом»).
Продлеваем срок службы кондиционера
Соблюдая несколько несложных советов, срок работы кондиционера можно продлить.
Для этого необходимо:
- — Регулярно проходить ТО. Рекомендуется один раз в год проводить техническое обслуживание элементов кондиционера на СТО. Только в этом случае гарантируется его правильное функционирование. Если вам кажется, что в компрессоре присутствуют посторонние скрипы, шумы, вибрация — срочно обращайтесь к специалистам.
- — Держать кондиционер в чистоте. Отмыть конденсор от грязи и пыли из шланга не составит особого труда. Зимой нужно чаще смывать соль и грязь с трубок кондиционера.
- — Периодически проверять натяжение приводного ремня. Держите под контролем герметичность
- — Хотя бы раз в месяц (и зима не исключение!) включать кондиционер, чтобы он не «застаивался» и не ржавели компрессор и регулировочный вентиль.
БУДЬ В КУРСЕ!
Как не простудиться от кондиционера?
- При частой смене температур (улица — машина) организм испытывает стресс, поэтому, как бы ни было жарко, не охлаждайте салон очень сильно. По мнению медиков, лучшая температура для человека +22 +24 градуса.
- Если включаете кондиционер — закрывайте окна. И наоборот. Иначе двойной перекрестный сквозняк быстро станет причиной летней ангины.
- Старайтесь не попадать под прямое направление воздушного потока, установите его так, чтобы воздух рассеивался равномерно.
- Как бы ни было жарко на улице, время от времени выключайте кондиционер и открывайте окна: воздух внутри автомобиля загрязнен сильнее, чем самая загазованная трасса, а в системах кондиционирования со временем накапливается грибковый налет и бактерии. Чтобы не дышать этими микроорганизмами, раз-два в год меняйте воздушные фильтры и проводите чистку воздуховодов.