Ремонт пластиковых бамперов

Ремонт пластиковых бамперов и виды ремонта.Бампер (от англ. bumper) — энергопоглощающее устройство автомобиля, смягчающее удары о различные препятствия. Для качественного восстановления поврежденного пластикового бампера требуются специальные материалы, инструменты и способы ремонта.

Общие сведения

  • Полимеры (от греч. polys — многочисленный, обширный и meros — доля, часть) — вещества, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся звеньев.
  • Пластические массы (пластмассы, пластики) — материалы, представляющие собой композицию, связующую основу которой составляет полимер. Они могут содержать наполнители, пластификаторы, стабилизаторы, пигменты и др. В зависимости от характера превращений, происходящих в полимере при формовании изделий, они подразделяются на термопласты и реактопласты. Для производства пластиковых бамперов используются оба вида пластмассы.
  • Термопласты (термопластичные пластмассы) — материалы, сохраняющие способность многократно плавиться при нагревании. Поэтому детали, изготовленные из термопласта, поддаются сварке.
  • Реактопласты (термореактивные пластмассы) — материалы, в которых при формовании изделия происходят необратимые химические реакции, приводящие к потере способности плавиться при нагревании. Они стойки к растворителям или незначительно набухают под их воздействием. Детали из этого вида пластмасс не поддаются сварке.
  • Адгезия (от лат. adhaesio — прилипание) — способность одного материала удерживаться на другом при различных механических и климатических воздействиях. Например: лакокрасочного покрытия на стали, клея на пластмассе и т.д.
  • Смачивание — (упрощенно) поверхностное явление, возникающее при соприкосновении жидкости с твердым телом. Проявляется в растекании жидкости по твердой поверхности, пропитывании пористых тел и порошков. При хорошей смачиваемости пластика клеем последний не стремится собраться на поверхности в виде капли, а хорошо наносится на поверхность.

Виды повреждений, которые могут получить пластиковые бамперы

  • Царапины — несквозные дефекты поверхности в виде борозд. Бывают поверхностные — нарушающие только лакокрасочное покрытие (ЛКП), и глубокие, из-за значительной глубины которых при дальнейшей эксплуатации возможно образование трещин.
  • Вмятины — изменение формы поверхности (деформация) бампера из-за местного растяжения пластмассы.
  • Трещины — узкие сквозные повреждения различной длины и конфигурации. Они не только снижают прочность и жесткость конструкции, но и увеличивают свою длину («растут») под действием вибрации.
  • Проломы — сквозное разрушение стенки бампера, при котором происходит отламывание фрагментов и образуется отверстие.

Определение типа пластмассы

Полимер обозначают с помощью буквенного кода на внутренней стороне бампера.

alt

При отсутствии маркировки тип пластмассы можно определить косвенно по ТАБЛ.№1.Для этого используют отломившийся кусок или отделяют его в малозаметном месте. Для улучшения некоторых свойств бампера в его состав при изготовлении могут вводиться различные присадки. Поэтому нежелательно основываться только на обозначении при подборе материалов для ремонта. Их совместимость с пластмассой бампера необходимо проверять опытным путем.

Как наиболее часто встречающиеся можно выделить следующие типы:

  • ABS — Акрилонитриловый бутадиен стирол (очень часто из этого материала сделан обвес мотоциклов и мопедов)
  • PA — Полиамид
  • PC — Поликарбонат
  • PE — Полиэтилен
  • PP — Полипропилен
  • PP/EPDM — Полипропиленовая/ этилен-пропиленовая резина
  • PС/PВТ — Поликарбонат/терефталат полибутилена
  • PBT/PC — Терефталат полибутилена/ поликарбонат
  • PUR — Полиуретан
  • GF — Усиленный стекловолокном

При отсутствии маркировки тип пластмассы можно определить косвенно. Для этого используют отломившийся кусок или отделяют его в малозаметном месте. Дальше плавим- поджигаем — смотрим и вдыхаем «аромат»:

  • ABS — Хрупкий, при попытке согнуть изгиб белеет. Переход из твердой фазы в жидкую происходит очень быстро. Очень текучий. При перегреве пузырится. Сильно коптит. Пламя со вспышками, оранжевым пламенем. Запах, как каучук. Не гасит себя. Легко растворяется в ацетоне.
  • PA — При попытке согнуть изгиб белеет. Плавится тяжело, вязкий. Горит плохо. Пламя с желтым цветом, синим в основании и вспышки пламени. Тает и пенится. Резкий запах, как муравьиная кислота. Гасит себя. Не растворяется.
  • PC — Пламя со вспышками, желтым огнём и пылающим пеплом. Запах карамели. Частично гасит себя.
  • PE — Пламя с ясным пламенем, синим в основании, желтой вершиной, капли во время горения и запах, как стеарин. Не гасит себя.
  • PP — Гибкий и прочный на разрыв. Размягчается по мере нагрева. Горит почти без копоти. Пламя с ясным пламенем, синим в основанием, желтой вершиной, капли во время горения. Запахи, как нефть или воск. Не гасит себя. Не растворяется.

В принципе, через некоторое время, необходимость в поджигательстве пропадает — с опытом вы научитесь уже по внешнему виду определять большинство типов пластмасс, а также стоит или нет затевать ремонт

Виды ремонта

От характера повреждения бампера и его материала зависит способ ремонта. Его можно ориентировочно определить по ТАБЛ.№2.Если царапины неглубокие и нарушают только лакокрасочное покрытие (ЛКП), ремонт сводится к восстановлению внешнего вида. Глубокие царапины зашпатлевывают перед покраской. В тех случаях когда из-за значительной глубины повреждения при дальнейшей эксплуатации возможно образование трещин, дефект подвергают сварке или склеиванию.

Ремонт нагревом

Используется для устранения вмятин на бампере из термопласта. После постепенного прогрева деформированной поверхности, прикладывается механическое усилие до восстановления первоначальной формы изделия. Не рекомендуется откладывать ремонт, особенно в теплое время, так как пластмассе будет сложнее придать первоначальную форму.

Сварка

Процесс получения неразъемного соединения фрагментов (осколков) поврежденного участка путем их местного сплавления. Сварка — более прочный способ ремонта, чем склеивание, поэтому она предпочтительнее для изделий из термопластов.

Подготовка к сварке.

Если поврежденный участок находится за декоративной деталью, например за молдингом или заглушкой, то ее перед сваркой демонтируют. Так как эти детали крепятся к бамперу чаще всего нетермостойким клеем, их отделяют, нагревая при помощи технического фена. Материал бампера зачищают по обе стороны от будущего сварного шва на ширину 15 мм. Концы трещин засверливают для предотвращения их роста, а кромкам придают V-образный профиль с углом 90° глубиной до 5 мм (рис.1,а), например специальной фрезой. При сварке используют технический фен со специальными насадками и присадочные прутки из пластика соответствующего состава. Их поверхность предварительно очищают (циклюют), так как верхний слой со временем изменяет свои свойства, а это сказывается на качестве получаемого шва.

Желательно производить пробную сварку для проверки однородности (совместимости) материалов прутка и бампера, а также для подбора температуры нагрева, скорости перемещения фена и усилия вдавливания. Термопласты не имеют явно выраженной точки плавления, а постепенно переходят из твердого состояния в вязкотекучее. Поэтому для получения сварного шва необходимо упереть пруток в зону плавления и после размягчения пластика вдавить в шов до требуемого сечения.

alt

Рис. 1. Схема сварочного шва: а — при толщине до 5 мм; б — двустороннего при толщине более 5 мм; в — при толщине более 5 мм в несколько проходов; 1 — материал свариваемого бампера; 2 — сварочный шов.

Процесс сварки.

Для сохранения первоначальных свойств пластика нагрев при сварке должен быть кратковременным и производиться потоком воздуха строго определенной температуры. Она уточняется опытным путем и лежит, как правило, в пределах значений, данных в ТАБЛ.№3. Сварку проводят в два этапа. Сначала скрепляют края поврежденного участка с помощью предварительной (скрепляющей) сварки. Она позволяет зафиксировать взаимное положение соединяемых фрагментов и исправить их небольшую деформацию.

Для облегчения операции используют струбцины. Скрепляющая сварка выполняется короткими швами (прихватками) по всей длине будущего соединения. После нее производят окончательную сварку. Получаемый шов должен незначительно возвышаться над свариваемой поверхностью и быть гладким. В зависимости от характера повреждения и доступности места ремонта сварку производят с внутренней или лицевой стороны. При толщине стенки 5 мм и более — с двух сторон (рис. 1, б) или за несколько проходов для уменьшения коробления и внутренних напряжений в материале (рис 1, в). Для устранения проломов подбирают фрагмент от другого аналогичного бампера или подгоняют кусок такой же термопластичной пластмассы и накладывают шов по всему периметру повреждения.

Видео — Ремонт пластиковых деталей автомобиля

Склеивание

Это процесс создания неразъемного соединения за счет адгезии клеящего состава (клеевой композиции) к соединяемым деталям. Ремонт склеиванием не менее распространен, чем сварка, и является единственно возможным способом ремонта бамперов из термореактивных пластмасс. Использование современных клеевых композиций позволяет ремонтировать как термопласты, так и реактопласты.

Клеевые композиции (клеи) для ремонта пластмассовых бамперов представляют в своем большинстве высокомолекулярные соединения, которые после затвердевания превращаются в полимерный материал. Правильный выбор клея необходим для высокого качества ремонта. Это обеспечит лучшую адгезию клеевой композиции к данному типу пластика и одинаковые физические свойства материалов бампера и шва после его отвердения. Для проверки желательно производить контрольное склеивание.

В случае последующей окраски бампера с горячей сушкой необходимо применять термореактивные клеи или термопластичные клеевые композиции, нагрев которых не вызвал бы разрушения или изменения свойств полученного шва. По этой же причине желательно ремонт бампера и его окраску производить в одной и той же мастерской.

Подготовка к склеиванию также оказывает значительное влияние на качество соединения. Поверхность подготавливают для достижения максимально возможной смачиваемости пластика клеем. Для этого, как правило, с внутренней стороны бампера производят следующие операции: тщательную мойку для удаления загрязнений; механическую обработку краев повреждения с помощью фрезы или абразивного круга для придания месту будущего шва V-образного профиля (рис. 2).

alt

Схема клеевого шва: 1 — материал склеиваемого бампера; 2 — клеевая композиция; 3 — алюминиевая самоклеящаяся фольга. Это увеличит площадь контакта пластика с клеем, соответственно возрастет прочность соединения; обезжиривание и иногда химическую обработку. При изготовлении бампера для облегчения формования в состав пластика вводятся смазывающие присадки, которые могут привести к снижению адгезии клея. Для их удаления необходима тщательная многократная обработка поверхности специальными составами.

Если пластмасса трудносклеиваемая или поверхности недоступны для качественной подготовки, могут использоваться специальные жидкости — стимуляторы адгезии. Качество подготовки поверхности к склеиванию проверяется оценкой ее смачиваемости. Например, при нанесении капли 60% раствора этилового спирта диаметр пятна должен быть не менее 35 мм. Перед началом склеивания на лицевую поверхность бампера можно нанести самоклеящуюся алюминиевую фольгу для фиксации элементов и предотвращения вытекания клея, которую удаляют после его высыхания.

Процесс склеивания.

Количество наносимого клея должно быть оптимальным. Из-за недостаточной толщины клеевой прослойки, так называемого «голодного» клеевого соединения, прочность шва будет низкой. Чрезмерная толщина клеевого слоя может привести к разности свойств материала бампера и клеевого соединения. Например, различная жесткость может вызвать нарушение ЛКП в месте склейки или самого шва при незначительных деформациях, иногда даже во время установки отремонтированного бампера. Разные температурные коэффициенты расширения клея и пластика чаще проявляются при нагреве — сушке и летом на солнце или при охлаждении зимой.

Клеевую композицию наносят ровным слоем на прилегающие поверхности склеиваемых деталей. Для упрочнения шва с внутренней стороны бампера наклеивают синтетическую или металлическую сетку, пропитанную тем же составом. Полное отвердение клея занимает от 10 мин до нескольких часов. В любом случае необходимо обеспечить надежную фиксацию склеиваемых деталей для предотвращения их взаимных перемещений.

Ламинирование

Способ восстановления или подмены утерянного при проломе фрагмента бампера (от лат. lamina — пластина). Края пролома обрабатывают (рис. 3), как при склеивании. Затем с внутренней стороны бампера накладывают 2—3 слоя армирующей сетки, пропитанной клеевой композицией (ремонтным составом), ею же заполняют пролом. После отвердения состава на него наносят шпатлевку.

alt

Рис. 3. Ламинирование: 1 — бампер; 2 — клеевая композиция из ремкомплекта; 3 — шпатлевка; 4 — лакокрасочное покрытие; 5 — армирующая сетка. Стоимость ремонтного полимера довольно высока, поэтому при больших проломах (свыше 10 см2) экономически более целесообразна бывает замена поврежденного бампера новым или бывшим в употреблении. В большинстве случаев выгоден ремонт проломов бамперов из стеклопластиков ТАБЛ.№4, поскольку недостающую часть изготавливают из недорогих полиэфирных смол, усиленных сеткой или стекловолокном.

Восстановление внешнего вида

Это последний этап при любом ремонте. Начинается с удаления лишнего материала с поверхности бампера шлифованием или срезанием. Шлифование термопластов возможно только при небольших усилиях и скоростях из-за их способности плавится.
Затем у не подлежащих окраске бамперов, по возможности, имитируется структура поверхности. У окрашиваемых изделий последующую подготовку к окраске производят с помощью специально предназначенных для пластика материалов: шпаклевок, грунтовок и т.д. В противном случае при эксплуатации или уже при установке обязательно появятся трещины и отслоения ЛКП. Все покрытия наносят в соответствии с технологией окраски пластмассовых деталей. Возможно использование лаков и эмалей, не предназначенных для пластика, но с добавлением пластификатора.

Вот еще нашел тему http://car-vik.narod.ru/master/plastic.htm

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *