Технология устранения перекосов кузова

Правка несложных перекосов.

Устанавливаем автомобиль (кузов) на рабочий пост. Определяем точку направления приложения усилия для устранения перекоса проема, а также место опоры силовой растяжки на кузове. Подбираем необходимую оснастку к силовым устройствам — удлинители, упоры, скобы и захваты (перчатки). Установливаем в проеме кузова, в направлении необходимой вытяжки, силовую растяжку с необходимой оснасткой, как показано на рисунках. При необходимости, используем в качестве опоры деревянные брусья из дерева твердых пород (береза, бук, дуб) для рассредоточения нагрузки на кузове в месте опоры силового устройства. Создаем с помощью механической или гидравлической силовой растяжки усилие растяжения или сжатия и выправляем перекос проема.

При необходимости, одновременно производим выправление рихтовочным инструментом деформаций металла поврежденной детали, препятствующих устранению перекоса проема. Снимаем усилие растягивания/сжатия, замеряем геометрию проема. Повторяем правку до получения удовлетворительного результата. При необходимости, изменяем направление приложения нагрузки или используем одновременно две и более силовые растяжки. Снимаем силовые растяжки и оснастку с автомобиля (кузова). На рисунке показаны варианты установки винтовых и гидравлических растяжек на кузовах с перекосами проемов дверей и окон, а также показаны стрелками направления приложения усилий правки.

alt

Варианты установки растяжек для устранения перекосов проемов окон и дверей. Показаны варианты установки одного, двух и трех силовых устройств при устранении несложного перекоса проема капота или проема крышки багажника (двери задка) с указанием стрелками направлений приложения усилий правки.

alt

Варианты установки растяжек для устранения несложного перекоса проема капота или проема крышки багажника.

Правка сложных перекосов.

Устанавливаем кузов на универсальный правочный стенд, и закрепляем. Определяем место приложения и направление усилия правки кузова, устанавливаем в этом направлении и закрепляем к стенду силовую установку, для вытяжки (правки) кузова, подбираем необходимые стропы и захваты для закрепления их за поврежденную деталь. Определяем точки крепления и прикрепляем захваты к жестким элементам поврежденной части кузова. Соединяем закрепленный на кузове захват с рычагом силового устройства при помощи стропов (цепей). Гидроцилиндр силового устройства должен находиться в начале рабочего хода, цепь должна быть предварительно натянута, угол наклона цепи относительно горизонта должен быть выбран в зависимости от необходимого направления растягивающего усилия.

Создаем усилие вытяжки с помощью гидравлического цилиндра и производим вытяжку поврежденной детали (узла) при помощи силового устройства. В процессе вытяжки, при необходимости, производим с помощью рихтовочного инструмента выправление деформаций металла поврежденной детали, препятствующих устранению перекоса кузова. Снимаем усилие вытяжки, производим замеры геометрии базовых точек выправляемой части кузова. Повторяем правку до получения удовлетворительного результата вытяжки. При необходимости, изменяем направление и место приложения усилия вытяжки. Одновременно с использованием силового устройства при устранении сложного перекоса кузова, при необходимости, применяют дополнительно силовые растяжки, или используют два силовых устройства.

alt

Варианты установки силовых устройств и растяжек для устранения перекоса кузова средней сложности.

alt

Варианты установки силовых устройств и растяжек при устранении сложного перекоса кузова.
При устранении особо сложного перекоса и использовании одновременно двух и более силовых устройств, усилия правки целесообразно направить в противоположные стороны от центра кузова или закрепить кузов на стенде дополнительно поперечной силовой балкой.
При затруднениях с вытяжкой силовых элементов основания кузова (лонжероны, поперечины), целесообразно в процессе правки отсоединить по точкам сварки связующие элементы (усилители, соединители) выправляемого лонжерона (поперечины), а после завершения вытяжки установить усилители (соединители) по месту.

Убираем силовые стойки, растяжки, захваты, цепи. Выполняем правку и рихтовку наружных поверхностей выправленных деталей каркаса и основания кузова. Устанавливаем на отремонтированный кузов снятые навесные и приварные кузовные детали с подгонкой их по месту. Готовим отремонтированные детали кузова к окраске и антикоррозионной обработке.

alt

Дополнительное закрепление кузова силовой поперечной трубой (поз.1) к стенду БС-123.000.

Требования к основанию и каркасу отремонтированного кузова

Размеры проемов кузова для установки дверей, капота и крышки багажника (двери задка) должны соответствовать устанавливаемой в этот проем навесной детали, с учетом необходимых зазоров и совпадения линий подштамповок и кромок на сопрягаемых деталях. Размеры проемов кузова для установки окон должны соответствовать параметрам, приведенным в документации. Для автомобилей с приклеиваемыми стеклами неприлегание плоскостей сопряжения стекла или рамочного приспособления с кромками проема ветрового окна, окна боковины или заднего окна (окна двери задка) должно быть не более 2 мм.

Расположение базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании кузова должно обеспечивать нормальную установку этих узлов на кузове и регулировку управляемых колес. Разность диагональных и продольных замеров симметричных точек передней и задней подвесок не должна быть более 0,4% от большей из замеренных величин. Крепежные элементы узлов и деталей на каркасе и основании кузова должны быть восстановлены или заменены на новые и обеспечивать необходимое местоположение устанавливаемых узлов и деталей на кузове. Детали основания и каркаса кузова должны быть восстановлены, поверхности деталей отрихтованы и подготовлены к окраске и антикоррозионной обработке. Коррозия на отремонтированных поверхностях кузова, подлежащих окраске, должна быть устранена.

Методы и приемы ремонта панелей кузова

Восстановление формы и размеров деформированной панели кузова включает в себя две основные операции: предварительную выколотку (правку) со снятием напряжений удара и окончательное выравнивание (рихтовку) мининеровностей до получения геометрии поверхности и размеров детали близких к геометрии и размерам штампованной детали. Правку и рихтовку лицевых панелей выполняют на кузовах с неповрежденными основанием и каркасом или после их восстановления, при снятых узлах и деталях, препятствующих выполнению рихтовочных работ. Съемные крылья, двери, капот и крышку багажника, для удобства работы, восстанавливают, как правило, снятыми с автомобиля (кузова). Перед выполнением работ по устранению вмятины (выпуклости) удаляют лакокрасочное покрытие с лицевой стороны и, при необходимости, антикоррозионное (противошумное) покрытие с внутренней стороны панели.

В деформированной зоне ремонтировать начинают в первую очередь участки, обладающие большей жесткостью, с большим сопротивлением деформации: складки металла, ребра жесткости, усилители, линии перегибов панели и т. д. Лучший эффект достигается при рихтовке легкими частыми ударами с малой вытяжкой металла, чем при рихтовке сильными разрозненными ударами, оставляющими заметные следы на поверхности детали и сильную вытяжку металла. Оценка качества процесса правки и рихтовки осуществляется визуально или быстрым поглаживанием контролируемой поверхности ладонью руки в перчатке. Визуально легко контролируются выпуклые или вогнутые поверхности путем просмотра их под углом или сбоку. Для контроля плоских поверхностей применяют линейки.

Напряжения, удерживающие форму штампованной детали, сохраняются в панелях постоянно. В результате столкновений (ударов) в панели возникают новые напряжения. Выпуклая поверхность детали в момент удара сначала сжимается, затем выравнивается и далее становится вогнутой. При сильном ударе металл вытягивается. Вокруг деформированной зоны создается граничный пояс. В этом месте металл подвергся наибольшей вытяжке, так как в момент сжатия он являлся местом перегиба, на который действовали усилия сжатия.

alt

Деформация (вмятина) наружной панели двери.

  1. — граничный пояс вмятины (линия перегиба металла);
  2. – линии утяжки металла;
  3. – вершина вмятины.

Граничный пояс (линия перегиба металла) мешает восстановлению формы детали, так как является зоной возникновения максимальных внутренних напряжений. Если вмятина неглубокая и небольшая, то ее выправляют нанесением несосредоточенных ударов по вершине вмятины. Если вмятина более обширная, то ее выравнивают постепенно, начиная от кромки перегиба. При этом под выправляемую поверхность на границе вмятины подставляют опорную поддержку (наковаленку) с кривизной поверхности близкой к кривизне поверхности новой детали в месте восстановления.

alt

Выправление вмятины, не имеющей большой вытяжки металла:

  • а) – небольшой вмятины нанесением несосредоточенных ударов по центру вмятины;
  • б) и в) обширной вмятины нанесением легких частых ударов по граничной линии вмятины от периферии к центру.

Предусматриваются следующие виды ремонтов лицевых поверхностей кузовных деталей, в зависимости от степени деформации или коррозионного разрушения.

  • Ремонт 0 – устранение мелких вмятин на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски.
  • Ремонт 1 – устранение повреждений в легкодоступных местах до 20% поверхности детали.
  • Ремонт 2 – устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50%.
  • Ремонт 3 – устранение повреждений до 30% поверхности детали с вытяжкой или правкой, с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, и изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали.
  • Ремонт 4 – устранение повреждений с ремонтом 3 на площади свыше 30% поверхности детали.
  • Замена – замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей. Частичная замена – замена поврежденной части детали кузова ремонтной вставкой.
  • Крупноблочный ремонт – замена поврежденной части кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, правкой, рихтовкой и сваркой соединяемых узлов.

Инструмент для правки и рихтовки.

Правку производят выдавливанием с помощью специальных рычагов и прижимов для исправления вмятин или с помощью молотков и опорных наковаленок (поддержек). Применяемые ударные инструменты не должны вызывать вытяжку и удлинение металла. Если позволяет рабочее пространство, желательно применять деревянные киянки или молотки с резиновыми или пластмассовыми бойками, которые обладают значительной опорной поверхностью и не оставляют следов на обрабатываемой поверхности металла. Рабочие поверхности молотков и наковаленок должны быть гладкими (полированными), чтобы не оставлять следов на поверхности листа.

Рихтовка является заключительной операцией восстановления поврежденной поверхности до состояния близкого к состоянию поверхности штампованной детали. Рихтовку осуществляют ударами молотка по листу металла, который опирается на наковаленку (поддержку). Поддержка должна обладать большой массой, чтобы поглощать энергию удара, и иметь форму, сопрягаемую с формой штампованной детали в зоне рихтовки.

alt

Рычаги и прижимы для исправления вмятин и рихтовочные молотки.

alt

Фасонные плиты, оправки, наковальни…

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *