В момент удара или какого-либо иного воздействия (например, протягивание) металл в этом месте растягивается. Вообще для изготовления кузовных деталей применяют мягкую сталь толщиной в среднем 0.5-1мм. Это объясняется тем, что они не несут больших нагрузок, но именно на них в первую очередь воздействуют при аварии, и в основном их в последующем восстанавливают при кузовном ремонте.
Металл при достаточно сильном повреждении растягивается всегда, только иногда больше, иногда меньше. При слабом ударе, например каким-либо пластиковым изделием в металл, растяжение может отсутствовать или быть совсем незначительным. В таких случаях усадку производить не требуется. Но очень важно принять все меры, чтобы максимально снизить расклепывание металла при проведении кузовных работ. Часто при выправлении вмятины начинающие рихтовщики забывают о растяжении металл, в результате чего при надавливании на отремонтированное место поверхность ходит (часто говорят «металл играет», «хлюпает» или «образовалась хлопушка»). В таких случаях приходиться проводить усадку металла.
Рассмотрим сначала простой способ усадки.
Для этого нам понадобиться только рихтовочный молоток, с одной стороны имеющий конусообразный боек. Если нет такого молотка, можно использовать заостренный керн и обычный молоток. Суть метода заключается в том, чтобы опустить растянутый металл до уровня или чуть ниже уровня основного не тронутого металла. Усадка будет проходить за счет образовавшихся конусных углублений, который перед покраской будут зашпатлеваны.
Используя металлическую подставку с внутренней стороны, удары бойком наносим с лицевой стороны.
Важно чтобы удар наносился в область, граничащую с подставкой, а не в саму подставку. Можно для простоты использовать свинцовую подставку. Тогда не будет проблем с нахождением поверхностей граничащих с металлической подставкой. Обстукивание надо начинать по спирали от периферии к центру. Расстояние между ударами примерно 5мм. Помните, что сила удара должна быть небольшой. Результат, который мы должны получить, это не играющий металл в месте повреждения, поверхность которого имеет многочисленные конусные углубления. Для подготовки к шпатлеванию необходимо обработать поверхность шкуркой, по возможности как можно меньше затрагивая неповрежденные участки.
Второй, более сложный метод – усадка с помощью нагрева.
Усадка выполняется с помощью быстрого нагрева маленькой площади до красного цвета. После нагрева эту точку необходимо быстро обстучать (в течение 10сек), чтобы она не успела сильно охладиться. После обстукивания эту площадь необходимо резко охладить.
Охлаждение можно производить ветошью обильно смоченной водой, или просто обильно поливать водой. Нагрев можно производить с помощью споттера и графитового электрода. Помните, что графит хрупкий материал, и давить на электрод надо не сильно и под прямым углом к поверхности. Если споттера нет, то можно греть газовой горелкой с соплом нулевого или первого номера.
При использовании газовой горелки будьте осторожны и не прожгите металл.
Усадку с помощью нагрева лучше проводить вдвоем, особенно тогда, когда для нагрева используется газовая горелка. Так же желательно для усадки нагревать как можно меньше точек. После каждого нагрева и охлаждения проверяйте, играет металл или нет. Помните, что цель усадки – вернуть поврежденному участку упругость. Если площадь растянутого металла большая и несколькими точками нагрева не обойтись, то нагрев необходимо проводить, так же, как и при усадке бойком, по спирали от периферии к центру.
Иногда при аварии растягивается металл, который невозможно усадить такими методами. Например, горизонтальные полки, каркасы и швеллеры. В таких случаях выполняют укладку металла. Суть метода заключается в том, что поврежденный элемент разрезают в одном или нескольких растянутых местах, в зависимости от степени повреждения, а затем укладывают форму детали. Сделанные надрезы после укладки завариваются, а места сварки зачищаются.
Нарушение геометрии кузова.
Категории повреждения. Такие повреждения как вмятина наружных кузовных деталей относится к 1 категории сложности. Кузов автомобиля имеет определенную форму и размеры. Размеры включают в себя размеры кузова, размеры дверных проемов, размеры багажного проема и многие другие. Эти размеры были заложены при разработке автомобиля и учитывают не только расположение основных точек крепления агрегатов, но и безопасность с аэродинамикой. Такие точки называются базовыми. Кроме базовых точек на кузове автомобиля есть еще и контрольные точки, которые так же заложены при разработке. Геометрией кузова как раз и называется совокупность всех этих размеров и форм кузова.
Так вот, к повреждениям 2 категории сложности относятся такие повреждения, которые не повлекли за собой изменение ходовых качеств автомобиля и расположение основных узлов. Это, например, перекосы дверных проемов, деформация средних стоек салона и т.д.
К 3 категории сложности относятся повреждения, которые повлекли за собой смещение основных агрегатов автомобиля, деформация несущих элементов кузова на которых присутствуют базовые точки – лонжероны, чашки амортизаторов и т.д. Самыми сложными считаются повреждения 4 и 5 категории сложности. 4 категория сложности включает в себя все три описанные выше категории, только с той оговоркой, что перекосы получили 3 и более оконных и дверных проемов.
Как описать 5 категорию сложности?
Обычно это делают так: «восстановлению не подлежит». Перекошены все проемы, и можно сказать, что не осталось ни одного верного кузовного размера. Естественно стоимость восстановительного ремонта зависит от категории повреждения. Принимая автомобиль в ремонт, необходимо взвешивать свои возможности. Даже скорее не свои возможности, так как знаний и понимания проблемы может быть достаточно, а вот необходимого оборудования нет. Принимать машину на кузовной ремонт, а потом думать, чем вывесить двигатель, чем вытягивать лонжерон. Лучше заранее продумать чем тянуть, а потом договариваться. Вплоть до того, что оглядитесь вокруг, найдите дерево, вкопайте в нужном месте столб, и тяните лебедкой. Только сделайте это заранее, а затягивание срока на неделю может нормально подпортить репутацию. В кузовном ремонте со временем лучше не шутить. Подумайте, как бы вы сами обходились без машины?!