В связи в постоянно возникающими вопросами по применению ст 12.15.3 КоАПП и маниакальным нежеланием пользоваться поиском закрепляю эту тему.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 г. Москва О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:
- а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;
- б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);
- в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД);
- г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);
- д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД).
Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков:
- 3.20 «Обгон запрещен»,
- 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»,
- 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
После Постановления пленума Верховного Суда №18 с разъяснением по поводе применения части 3 статьи 12.15 КоАП и принятия новой редакции статьи 12.15 Кодекса административных правонарушений, спорных моментов, относительно толкования сотрудниками ГИБДД, такого нарушения водителя как выезд на встречку стало существенно меньше — разворот, поворот налево, объезд препятствия, равно как и выезд на трамвайные пути встречного направаления, «выездом на полосу встречного движения» с вытекающим лишением прав, уже не считается. За это предусматривается наказание пункт 3 статью 12.5 в виде штрафа от 1000 ло 1500 руб.
Тем не менее иногда ГИБДД умудряется своевольно толковать дух и букву закона, поэтому разберемся что является «выездом на встречку» и попадает под лишение прав, пункт 4 статьи 12.15 КоАП — «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, -влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев». Постановление Пленума ВС №18 от 24.10.2006г, кстати, обязательное и для ГИБДД, даёт исчерпывающий перечень пунктов ПДД, нарушение которых квалифицируется по части 4 ст 12.15 Кодекса:
- а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия); (на основании этого пункта, вы можете смело утверждать: нет разметки – нет наказания по 12.15 ч.4)
- б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД); (Верно, трех полос без разметки не бывает, но т.к. разметка прерывистая, то поворачивать и разворачиваться можно, но двигаться по ней нельзя – ст.12.15 п.4)
- в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД); (Понятие «ограниченная видимость» достаточно сколькое — см Ограничение видимости, согласно которому в конце подъема, и на участках дорог с ограниченной видимостью должны стоять соответствующие знаки);
- г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД); (По пунктам а, б, в, г следует различать нарушения связанные с поворотом и разворотом – ст.12.15.3 КоАП и с обгоном или движением по встречной полосе – ст.12.15.4 Кодекса АН)
- д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД). (С принятием новой редакции КоАПН, ст.12.15 п.4 при движении по трамвайным путям не применима, они внесены в ст.12.15 п.3)
Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1.
Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 12.15 КоАП РФ. (Здесь также следует различать нарушения связанные с поворотом и разворотом – ст.12.15.3 и с обгоном или движением по встречной полосе – ст.12.15.4.) Пленум ВС в постановлении №18 отметил, что ст.12.15 п.3 и п.4 КоАП – «специальные» по отношению к статье 12.16 (нарушение правил разметки), этим Верховный Суд лишил ГИБДД возможности составлять вместе с протоколом по ст.12.15 п.4, еще и протокол о нарушении разметки.
Обратите внимание на знак «Дорога с односторонним движением»: при выезде с прилегающей территории, на которую можно заехать только с участка дороги, обозначенным этим знаком, никакого знака «Дорога с односторонним движением» вы не увидите и вполне можете поехать по встречке. Тем самым, нарушив знак, который установлен далеко от места выезда, вы можете лишиться прав (второй абзац п 5.6.8 ГОСТа Р 52289-2004 разрешает не устанавливать такие знаки при выезде с прилегающих территорий). Если вы вначале выехали на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения навстречу потоку, то отныне такие действия образуют два состава правонарушения: по статье 12.15 части 3 и части 4 КоАП, то есть. последует и штраф, и лишение права управления ТС.
Что такое ограничение видимости
К одному из случаев выезда на полосу встречного движения относится пункт 11.5 ПДД: «11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». Вот эта «ограниченная видимость» и сбивает с толку водителей. Инспектора ГИБДД утверждают, что «ограничение видимости» — это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД: «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки, то есть привязавают понятие видимость к погодным условиям и времени суток.
Такая трактовка противоречит упомянутому пункту 11.5 ПДД, поскольку в нём понятие ограниченной видимости по контексту привязано к рельефу дороги: «конец подъёма», участках дорог» и совершенно независимо от погоды и времени суток. В различных нормативных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.п. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в Терминах и определениях «Правила учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ»:
- 6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиями в п 24 Приложения 2 к тем же Правилам:
- 24. Ограниченная видимость — видимость в плане, профиле и на пересечениях не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85.
Эти Правила учёта ДТП согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. По ограничению видимости для спусков, подъемов и поворотов эти «Правила» отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице понятие «ограничение видимости» заменено на «наименьшее расстояние видимости», и в ней же приведена таблица видимости для поворотов, более «жесткая», чем в «Правилах учета и анализа ДТП».
Ограниченная видимость при поворотах
Таблица 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», упомянутая выше, взята из ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», определено понятие «минимальное расстояние видимости», см талицу 3 «Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости»: Скорость движения, км/ч 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120
Минимальное расстояние видимости, м
- — встречного автомобиля; 90 110 130 170 200 250 300 350 400 450
- — для остановки перед препятствием 45 55 75 85 125 150 175 200 225 250
Примечания
- Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.
- Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.
- Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения
Согласно пункта 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 «Предупреждающие знаки»: знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливают перед кривыми в плане … на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (таблица 3). Поэтому, если знак «Опасный поворот» не установлен, то подразделение ГИБДД, отвечающее за безопасную эксплуатацию дорог, не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости» по причине поворота дороги.
Ограниченная видимость при спуске и подъёме
Тот же самый ГОСТ Р 52289-2004 регламентирует установку знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем»: 5.2.16 Знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем» устанавливают:
- — если длина участка дороги на спуске или подъеме больше указанной в таблице 4 при соответствующей величине уклона;
- — если на вертикальных выпуклых кривых расстояние видимости встречного автомобиля меньше указанных в таблице 3 при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги.
ссылаясь на те же таблицу 3. Поэтому, если знаки «Крутой спуск» или «Крутой подъем»: не установлена, то ГИБДД считает, что на этом участке дороги НЕ ИМЕЕТ место «ограничение видимости» по причине спуска или подъёма.
Ограниченная видимость
Как следует из примеров выше, ограниченная видимость может быть обусловлена поворотом дороги или спуском-подъёмом и если рельеф участка дороги ограничивает видимость при разрешенной скорости движения — то согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков» — на нём должны быть установлены предупреждающие знаки. Если знаки не установлены — ГИБДД считает, что ограничения видимости на данном участе дороги нет. Зона действия предупреждающего знака Когда заканчивается ограничение видимости иллюстрирует рисунок слева «зона действия предупреждающих знаков».
Единственно, следует иметь ввиду, что согласно упомянутого ГОСТ: В случае, если спуски и подъемы следуют друг за другом, знаки (без таблички 8.1.1) допускается устанавливать непосредственно перед началом спуска или подъема,то есть зона 150-300м есть не всегда.
Кроме этого в определенных случаях п.4.1 ГОСТа Р 52289-2004 разрешает отступать от его требований. Возьмем вышеупомянутый СНиП 2.05.02-85. Он говорит:
«Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий».
Например, ограничение видимости имеет место в заповедниках, где невозможно обеспечить боковую видимость 15 метров от края проезжей части и, хотя ГОСТ установку знака в таком месте не предусматривает, ст.4.1 позволяет при необходимости его установить. При общении с ДПС и разборе нарушений следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТ-ов. Та же самая норма ПДД установки знаков за 150м в населенных пунктах и 300м за городом — взята из упомянутой выше таблицы 3 ГОСТа Р 52289-2004 — минимальная видимость для скоростей 60 км/ч (населенный пункт) и 90 км/ч (за городом).
«Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами», а «Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается ПДД».
Это закреплено в Законе о Безопасности дорожного движения ст.22 п.1 и 4. Поскольку организация дорожного движения производится на основании действующих стандартов, приоритет всегда отдается ГОСТ-ам, поэтому термины, не расшифрованные в Правилах Дорожного Движения, следует искать в ГОС
Измеряйте ширину дороги
По мнению инспеторов ГИБДД отсутствие разметки не дает разрешения на обгон по встречной полосе (равно как разворот, и поворот налево) на дороге с 4-мя полосами и более (п 9.2 ПДД). Допустим, мы согласились с ГАИ. При этом для определения количество полос в отсутствии разметки и знаков «Направление движения по полосам» и «Число полос», ГИДББ ссылается на п 9.1 ПДД:
- 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Заметьте — число полос определяется самим ВОДИТЕЛЕМ, а не инспектором дпс. На деле же, гаишники пишут в протоколе СВОЕ собственное мнение, что дорога имеет 4 полосы и нагло ОБВИНЯЮТ водителя в невыполнении п 9.1 ПДД!
Оставим эту «подмену действующего лица» в сторону и начнём считать. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. В СНиП 2.07.01-89 (Застройка городов) допускается полоса 2,75 для проездов. Об этом же сказано в п 6.1.3 ГОСТе Р 52289-2004 «Правила применения дорожной разметки»: «ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения».
Итого, при ширине проезжей части дороги менее 12 метров (4*3 м) говорить о наличии 4 полос не просто бессмысленно — можно оспаривать в суде даже наличие разметки! Если на дороге введены необходимые ограничения режима движения, то минимальная ширина проезжей части не может быть менее 11 м.
Много это или мало?
Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами 1,9 м, таким образом 4 автомобиля с расстоянием 0,5 метра между ними займут 9 метров — то есть дорогу в 3 полосы по ГОСТ. Вот на это и упирает инспектор ДПС: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит 4 полосы, значит статья 12.15 — выезд на встречку. Меряйте ширину дороги и заносите её в протокол об административном правонарушении. Измерять следует реальную ширину проезжей части без учета местных расширений с вашей стороны дороги, т.к. на количество полос согласно п 9.1 ПДД эти уширения не влияют. Зимой дорога может быть сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не откапывайте бордюр под ними. Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от разметки до разметки. В беседе с ИДПС следует ссылаться на:
- Постановление Пленума ВС N18 от 24.10.2006 г: а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;
- то есть «нет разметки — нет нарушения»,
- Постановление ВС № 89-Ад07-5 от 24.07.07г.
Обгон в зоне действия знака Обгон запрещен
Установка дорожных знаков и требования ГОСТ
Отправные точки для рассмотрения:
«Закон о безопасности дорожного движения», статья 22:
«Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ».
Статья 30.2 того же закона:
«Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения».
Название Приложения 1 к ПДД: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)» Таким образом, знаки установленные не по ГОСТ или не соответствующие ГОСТ отношения к ПДД не имеют. Следовательно, хотя и имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения. По тем же основаниям отсутствует и состав правонарушения, тк нет объективной стороны.
Зона действия знака «Обгон запрещен»
Многие водители обгоняют под знак «Обгон запрещен», ориентируясь, что видимость достаточная, и вроде бы действие знака закончилось. Это особенно актуально, если ограничение видимости на участке 100 метров, а до ближайшего перекрестка, который отменяет действие любого знака, несколько километров. Здесь есть одна тонкость: пункт 1.3 ПДД обязывает знать требования знаков и разметки, но в ПДД вместо ссылок на ГОСТ Р 52289-2004, регламентирующий Правила применения дорожных знаков (и кучу других ГОСТ-ов на Дорожную разметку и проч.), включена «выжимка» из них в виде Приложения 1 «Дорожные знаки» и Приложения 2 «Дорожная разметка». Это нормально — выучить ГОСТы просто нереально, но не для знака «Обгон запрещен» — именно он чаще всего устанвливается с нарушением ГОСТ и имеет скрытые ограничения своей зоны действия, о которых мало кто знает.
Итак, в Приложении 1 к ПДД отсутствует фраза из ГОСТ: «Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части. Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».
примечание; знак 3.20 — «Обгон запрещен» Дорожный знак 3.20, знак 3.22 — «Обгон грузовым автомобилям запрещен» Дорожный знак 3.22.
Таким образом, есть два варианта установка знака «Обгон запрещен» — с временем действия знака и с зоной действия знака. Если нет таблички «Время действия», то знак, запрещающий обгон, установлен из-за ограничения видимости и поэтому действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. Для ограничения зоны действия, знак «Обгон запрещен» (п.5.4.31 ГОСТ Р 52289-2004) ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона». Конечно же, никто не отрицает действие знака до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, а если знак установлен на трассе и за зоной ограниченной видимости в перекрестка нет?! Этим незамедлительно начинают пользоваться нечистоплотные инспектора ДПС, слишком узко понимающие свои обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Знак «Обгон запрещен» и разметка
Если после знака «Обгон запрещен» началась прерывистая разметка, то всё намного упрощается. Фактически разметка начинается там, где закончилась зона ограниченной видимости, то есть, вы выехали на полосу встречного движения там, где выезд не запрещен. Разметка и стиационарно установленные дорожные знаки не могут противоречить друг другу. Утверждения инспектора ДПС о том, что знак имеет приоритет перед разметкой – сказка — попросите его показать, где об этом написано в ПДД, ГОСТ-е или любом другом НПА, и на этом разговор будет окончен. Опытный инспектор может быстро сориентироваться и переквалифицировать ваши действия на статью 12.16 КоАП – формально вы нарушили знак. Соглашаться или отстаивать свои права дальше – ваше право, но это уже не выезд на встречку…
Преимущество над разметкой имеет только временный знак (последний абзац ст.1 Приложения 2 к ПДД). Под временным знаком понимается знак на переносной стойке (предпоследний абзац Приложение 1 к ПДД). Аналогично, установки знака «Обгон запрещен» для встречного движения фактически показывает, что зона действия знака с вашей стороны закончилась, и для вас в этом месте должен быть установлен знак, разрешающий обгон причем ГОСТ допускает расположение этого знака слева от дороги с обратной стороны знака «Обгон запрещен» (п 5.4.23): На дорогах с одной, двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях знаки 3.21Дорожный знак 3.21, 3.23Дорожный знак 3.23, 3.25Дорожный знак 3.25 допускается устанавливать только с левой стороны дороги, размещая их на оборотной стороне знаков 3.20, 3.22, 3.24 соответственно, предназначенных для водителей транспортных средств, движущихся во встречном направлении.
Обязанности инспекторов ГИБДД по обеспечению Безопасности Дорожного Движения
Вернемся к ст 30.2 «Закона о Безопасности Дорожного Движения». Эта статья ставит контроль за соблюдением тандартов (в том числе и ГОСТ) на одну ступень с контролем за соблюдением ПДД и это закреплено в «Наставлении по работе ДПС»:
«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».
То есть, если дорожный знак установлен с нарушением нормативов, то вместо того, чтобы штрафовать водителей, инспектор ДПС обязан:
- сообщить дежурному, если знак установлен не по ГОСТ, сообщение фиксируется;
- встать в месте окончания зоны ограничения видимости и показывать, что обгон разрешен, дабы не собиралась колона за тихоходом, и не началось столпотворение, когда колонна доедет до перекрестка.
Если инспектор начинает составлять протоколы там, где ограничение видимости закончилось (а инспектор ДПС обязан знать, как должен быть установлен знак «Обгон запрещен» согласно ГОСТ), то его действия вполне «тянут» на ст 12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию» — 20 000 руб. Если инспектор все-таки составит протокол, тщательно зафиксируйте начало и конец обгона, лучше с составлением схемы, укажите гос/номер обгоняемой машины. Немедленно направьте жалобу в ГИБДД и заявление в прокуратуру с требованием возбудить дело по 12.35 КоАП.
В суде опирайтесь на положения Закона и ПДД и требуйте приобщить к делу проект и схему организации дорожного движения на данном участке дороги. Имейте ввиду, что в определенных случаях п.4.1 ГОСТа Р 52289-2004 разрешает отступать от его требований. Возьмем вышеупомянутый СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Он говорит:
«Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий».
Например, ограничение видимости может иметь место быть в заповедниках, где невозможно обеспечить боковую видимость 15 метров от края проезжей части и, хотя ГОСТ установку знака в таком месте не предусматривает, знак Обгон запрещён может быть установлен согласно требований СНиП.
Объезд препятствия с выездом на встречку, обочину или тротуар
Наказывается как объезд препятствия справа:
• по обочине — 500 рублей, пункт 1 ст 12.15 КоАП
• по тротуару — 2000 рублей, пункт 2 ст 12.15 КоАП
так и слева по встречной полосе, если выезд на нее запрещен — 1000-1500 рублей, пункт 3 ст 12.15 КоАП. Выбор, прямо скажем, не богатый…
Что делать, если вы объехали автомобиль, стоящий посреди дороги, и он оказался «подставой»? Как уже говорилось в разделе «Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»» инспектор ГИБДД обязан разруливать аварийные ситуации на дороге, а не штрафовать. К сказанному напомните, что в обязанности ГИБДД входит «содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств» («Положение о ГИБДД», п.11 «и»). Примечательно, что в таких случаях должен быть выставлен знак аварийной остановки (п.12.4 «в» ПДД) в противном случае получается, что инспектора ДПС своим бездействием создали аварийную ситуацию. Невыполнение должностных обязанностей с последствиями – это уже серьезно.
Ну, а вы действовали в условиях «крайней необходимости» п.2.7 КоАП. На такой случай можете распечатать и бросить в бардачок: «Корреспондент «Газеты» поинтересовалась у Владимира Кузина (зам.начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД), как быть в спорных случаях: например, когда идет грузовая машина по трассе с одной полосой в каждую сторону, а следом легковая. Раньше водитель грузовика мог без ущерба для себя пропустить легковушку, съехав на обочину. А теперь согласно поправкам к КоАП это считается нарушением, и «доброго» водителя грузовика накажут штрафом в размере 500 рублей. Так что и легковушке дорогу не уступят, и придется объезжать, и кто-то все равно на обочину заедет. «Инспекторы, они же не монстры, — попытался успокоить Владимир Кузин. — Они же видят, когда нарушение совершено умышленно, а когда водитель был вынужден так поступить».
Искренний ответ полковника вызвал не менее искренний смех.»
Начало обгона — прерывистая конец обгона — сплошная
Опираемся на ГОСТ 52289-2004, п 6.2.8, который гласит, что между «прерывистой линией» (1.5 разметка 1.5) и «сплошной линией» (1.1 разметка 1.1, 1.11 разметка 1.11) разметки за городом должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6 разметка 1.6). В городе – 50 метров. На скорости 90 км/ч 100 метров закончатся в течение 4 секунд, на скорости 120 км/ч – 3 секунд, посему времени для завершения обгона у вас по-минимуму.
В случае, если длина разметки менее 100 метров, у вас не было времени спокойно завершить обгон. Не нужно измерять весь участок линии 1.6 — измерьте длину одной полоски и промежутка между полосами и посчитайте число полос и промежутков. Умножите и получите длину разметки 1.6, которую записываете в протокол об АПН.
В случае отсутствия разметки 1.6 вы не могли знать, что разметка 1.5 перейдет в 1.1 или 1.11. В обоих случаях в ваших действиях состава правонарушения нет. Если разметка 1.6 нанесена и соответствует ГОСТу, но вы все равно заехали на сплошную, настаивайте на том, что с вашей стороны отсутствует вина. По ст 2.1 КоАП «ЮРИДИЧЕСКОЕ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению» (юридическое лицо — к нам это не подходит).
Вы начали обгон там, где он разрешен, а закончить его смогли лишь с пересечением сплошной линии разметки. Завершить обгон иначе у вас возможности не было. Даже, в случае резкого торможения, что запрещено ПДД п. 10.5, вы были бы вынуждены пересечь линию 1.1, но в результате такого маневра вы бы неожиданно появился для сзади идущих автомобилей и создали бы для них опасность (п 1.5 ПДД). Таким образом, ваша вина в нарушении требований ПДД отсутствует. А, значит, если вы начали маневр там, где это разрешено ПДД, то отсутствует и состав правонарушения.
Напоследок посчитаем. Длина фуры где-то 15 метров, камаза-длинномера — 12 метров. Метра за три выйдете на обгон, метрах в семи впереди вернетесь назад на свою полосу. Итого, примерно 25 метров. При разнице в скорости 18 км/час вы будете проезжать 5 метров в секунду. То есть на обгон фургона уйдет 5 секунд. Итак, пусть фура идет со скоростью 72 км/час, а вы на 18 км/час больше, т.е. со скоростью 90 км/час, что составляет 25 м/с. Итого, за 5 секунд вы проедете 125 метров, из них 100 м. придется на разметку 1.6. Даже если вы соблюдаете ПДД, и выехали на полосу встречного движения там, где это разрешено, вы обречены заканчивать обгон фурф или длинномера через сплошную линию. Увидев разметку 1.6 в начале обгона, откажитесь от маневра.
Эти же вычисления приводите инспектору ДПС, если обгон фуры закончили за знаком «Обгон запрещен» и не видели его. Когда инспектора остановят фуру, спросите, с какой скоростью она ехала, прикидывайте, где стоял знак, свою скорость и рисуйте схему. Например, начало обгона метров за 20 до знака. Вы его естественно, из-за фуры не видели. Вот сотню метров вы проехали по встречной полосе и вернулись назад. Вот еще через 300 м милиция вас остановила. Разметки и дублирующих знаков не было. Скорость фуры такая-то, ваша такая-то. Все сходится. Вы действительно не могли видеть знак. Плюс все та же невозможность вернуться немедленно на свою полосу и обязательность закончить обгон, о чем было сказано выше.
Если сплошную линию разметки не видно
Зачастую линии разметки на дороге стерты или занесены снегом, однако это не мешает инспекторам ДПС выписывать штрафы за пересечение двойной сплошной линии разметки и инкриминировать выезд «на встречку». А что делать, если разметка стерта? ГОСТ Р 52289-2004: «4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки». Какой знак соответствует двойной разделительной разметке 1.3 разметка 1.3? Оказывается, только один – 4.1.1 знак 4.1.1 «Движение прямо» (п 5.5.3 вышеупомянутого ГОСТа). Соответственно, если разметки нет или не видна, то в отсутствие знака «Движения прямо» (а как правило, при разделительной сплошной его никогда нет) обвинять вас в нарушении нельзя.
Пленум ВС N 18 от 24.10.06 дал четкое разъяснение: нет разметки – нет наказания.
Поэтому вы спокойно сообщаете инспектору что разметки не видно, а значит, нет нарушения. Как правило, на инспектора ДПС это не действует. Решение крайне простое: достаете фотоаппарат, видеокамеру или в крайнем случае, мобильный телефон и сообщаете инспектору что вы направляетесь снимать на фото и видео проезжую часть, в камеру попадет и ваш автомобиль и автомобиль ДПС. И потом эти фото-видеоматериалы приобщите к делу.
Реально пришлось делать фотоснимки только один раз, и то они не пригодились — инспектор ДПС сразу вернул документы. В остальных случаях хватало просто намерения сделать фото и видеосъемку и ИДПС сдавался.
Официальные разборки в этом случае влекут за собой ряд неприятностей для инспектора, поскольку если разметки не видно, он обязан был вызвать дорожную службу для уборки, а так как он этого не сделал, а ещё и пользуясь ситуацией, наложил штраф, это грозит ему в лучшем случае дисциплинарным вызсканием за невыполнение служебных обязанностей. Ведь основная обязанность ГИБДД не наказывать, а обеспечивать безопасность дорожного движения. Так же, если разметка затерта и не видна ночью, вы также вправе оспаривать вменяемое вам право нарушение. Инспектор ГИБДД совместно с дорожной службой обязан предпринимать все действия для того, чтобы дорожные знаки и разметка были в порядке.
По этой статье от себя хотел бы сказать следующее… Всё что написано выше, не стоит воспринимать как руководство к действию непосредственно в процессе движения, так как теория административного права и толкования его норм и практика судов, у нас в стране к сожалению расходится…. Я как юрист согласен с высказанным в данной статье мнением по поводу нарушения знака обгон запрещён, если началась прерывистая линия, по поводу самого знака Обгон запрещён и всего, что связано с ограниченной видимостью… Однако на сегодняшний день, из тех материалов которые я читаю, видно, что на судей эти доводы мало действуют… Это значит, что вы рискуете в конечном итоге своими правами, так и не найдя правды в наших судебных органах….
Эту статью разместил здесь для того, чтобы если вы уже попали в данную ситуацию, вы хотя бы постарались бороться за свои права и знали на что опираться, постарались пробудить у судей рациональное зерно и кто знает, может быть сформировали положительную практику (порой появляются у нас судьи, которые действительно желают разобраться в хитросплетениях нормативных документов, регулирующих дорожное движение)……. Но в повседневной жизни, я бы рекомендовал «тупо» соблюдать все предписания знаков, насколько бы они не были несуразными….. Возможно, эта логика и неверна, и как многие заметят — логика серой массы, но в конечно итоге вам решать рисковать и надеяться на грамотность судей, проявлять свой характер и настойчивость (что вызовет, как миниму, уважение), или быть послушным водителем (что тоже не лишено рационального зерна)…..