Сцепление и его неисправности — Основные неисправности сцепление
Сцепление предназначено для кратковременного разобщения коленчатого вала двигателя от трансмиссии и последующего их плавного соединения, необходимого при трогании автомобиля с места и после переключения передач во время движения.
Вращающиеся детали сцепления относят или к ведущей части, соединенной с коленчатым валом двигателя, или к ведомой части, разобщаемой с ведущей при выключении сцепления. В зависимости от характера связи между ведущей и ведомой частями сцепления различают:
- фрикционные, гидравлические, электромагнитные (порошковые)
Наиболее распространены фрикционные сцепления, у которых крутящий момент передается с ведущей части на ведомую силами трения, действующими на поверхностях соприкосновения этих частей.
Основные неисправности в сцеплении и их устранение.Причина поломки Устранение или предотвращение
Неполное выключение сцепления
- Недопустимое увеличение свободного хода педали сцепления Отрегулировать свободный ход педали сцепления
- Коробление ведомого диска Отрихтовать диск или заменить новым
- Неровности на рабочих поверхностях дисков сцепления или маховика Зачистить накладки металлической щёткой, поверхность маховика проточить, при необходимости заменить диск с кожухом и диафрагменной пружиной
- Ослабление крепления или поломка фрикционных накладок ведомого диска Заменить накладки
- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач Очистить шлицы и смазать. Заменить ведущий вал, а при необходимости и ведомый диск, если шлицевая часть изношена или смята
- Наличие воздуха в системе гидропривода — Прокачать систему
- Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или трубопроводы — Подтянуть соединения, заменить повреждённые детали, прокачать систему гидропривода
- Засорение отверстия в крышке бачка, вызывающее разрежение в главном цилиндре и подсос воздуха в цилиндр через уплотнения — Прочистить отверстие в крышке бачка, прокачать систему
- Нарушение герметичности при загрязнении или износе кольцевого клапана главного цилиндра — Очистить кольцевой клапан, при износе заменить
- Поломка пластин, соединяющий нажимной диск с кожухом и упорный фланец с кожухом сцепления Заменить кожух сцепления с нажимным диском в сборе
- Ослабление крепления диафрагменной пружины. Перекос или повреждение нажимного диска вследствие отгибания фиксаторов Заменить кожух сцепления в сборе
- Неодновременное нажатие подшипника муфты выключения сцепления на рычаги выключения сцепления Отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления
Неполное включение сцепления (сцепление «буксует»)
- Недостаточый свободный ход педали сцепления Отрегулировать свободный ход педали сцепления
- Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе
- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска Тщательно промыть уайт-спиртом замасленные поверхности
- Засорено или перекрыто кромкой уплотнительного кольца компенсационное отверстие главного цилиндра Промыть цилиндр и прочистить компенсационное отверстие
- Загрязнение или несоответствие техническим условиям тормозной жидкости, вызывающее заедание поршня рабочего цилиндра при его движении Слить тормозную жидкость, систему гидропривода промыть, повреждённые детали заменить. Заполнить систему рекомендованной тормозной жидкостью
- Повреждение или заедание привода сцепления Устранить неисправности, вызывающие заедание
- Неполный возврат педали сцепления при потере упругости оттяжной пружины Заменить пружину
- Неправильная установка фрикционных накладок на ведомом диске Заменить накладки и проверить их торцевое биение
- Ослабление нажимных пружин сцепления Заменить пружины новыми
- Разбухание манжет главного и рабочего цилиндра в результате применения тормозной жидкости несоответствующего состава либо попадания в жидкость бензина или минерального масла Слить тормозную жидкость, всю систему гидропровода тщательно промыть, повреждённые резиновые детали заменить. Заполнить систему тормозной жидкостью соответствующего состава
Рывки при работе сцепления
- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала Очистить шлицы и смазать. Если шлицевая часть изношена или смята, заменить ведущий вал, а при необходимости и ведомый диск
- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска Тщательно промыть уайт-спиртом замасленные поверхности и устранить причину замасливания
- Заедание в механизме привода выключения сцепления Деформированные детали заменить
- Недопустимый износ фрикционных накладок ведомого диска Заменить накладки новыми
- Коробление ведомого диска Отрихтовать диск или заменить новым
- Ослабление крепления накладок ведомого диска Заменить неисправные заклёпки, при необходимости заменить накладки
- Повреждение нажимного диска Заменить кожух сцепления в сборе
- Неодновременное нажатие подшипника муфты выключения сцепления (угольно-графитового подтяпника) на рычаги выключения сцепления Отрегулировать взаимное расположение рычагов выключения сцепления
- Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска Заменить ведомый диск в сборе
- Заедание рычагов выключения сцепления в опорах или выступов нажимного диска в окнах кожуха Заменить изношенные детали
- Износ окон под пружины гасителя крутильных колебаний в ведомом диске, ступице и пластине демпфера. Осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний Заменить ведомый диск в сборе
Повышенный шум при выключении сцепления
- Износ, повреждение или плохая смазка подшипника муфты выключения сцепления Заменить подшипник
- Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы ведомого диска и ведущего вала коробки пердач Заменить изношенные детали
- Износ переднего подшипника ведущего вала коробки передач Заменить подшипник
- Повышенное биение пяты отжимных рычагов Снять механизм сцепления и с помощью спец. приспособления регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты
- Задевание обоймы подпятника за пяту сцепления вследствие уменьшения высоты (повышенного износа) графитового подпятника Заменить графитовый подпятник
Повышенный шум при включении сцепления
- Поломка или потеря упругости пружин демпфера ведомого диска Заменть ведомый диск в сборе
- Недостаточный свободный ход педали сцепления Отрегулировать свободный ход
- Поломка, потеря упругости или соскальзывания оттяжной пружины вилки выключения сцепления Заменить пружину новой или закрепить соскользнувшую
- Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы ведомого диска и ведущего вала коробки передач Заменить изношенные детали
- Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки оси педали сцепления Смазать пастмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом или заменить изношенные новыми
Увеличение усилия, требуемого для выключения сцепления
- Заедание в шарнирных сочленениях механизма сцепления или его привода Устранить заедание или заменить изношенные детали
- Дрожание педали в начальный момент выключения сцепления Повышенное биение пяты отжимных рычагов Снять механизм сцепления и регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты