Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации

На странице приведен официальный текст Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с 1 июля 1994 года, со всеми изменениями, включая последние изменения вступившие в силу согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. №287 (вступившие в силу 1 марта 2009 года), от 27 января 2009 года №28 (вступившее в силу с 1 марта 2009 года), от 24 февраля 2010 года №87 (вступившее в силу с 1 марта 2010 года), от 10 мая 2010 года №316 (вступившее в силу с 21 ноября 2010 года), от 28 марта 2012 года №254 (вступившее в силу с 13 апреля 2012 года).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

1. Механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистриро­ваны в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяе­мых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регис­трационного знака «Транзит» или 5 суток после их приобретения или таможенного оформления.

2. На механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах ре­гистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установлен­ных случаях лицензионная карточка.
На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.

3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.
Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

4.1. В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном со­общении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.(Вступило в действие с 1 марта 2010 г)

5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кро­ме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.

5.1. Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше — опоз­навательный фонарь оранжевого цвета. (Вступило в действие с 13 апреля 2012 года)

6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях не достаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя свето­возвращателями или фонарем красного цвета.

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные зна­ки:

Опозновательный знак - автопоезд.

«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, рас­положенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

Опозновательный знак - шипы

«Шипы» — в виде равностороннего треугольника белого цвета верши­ной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

Опозновательный знак - перевозка детей

«Перевозка детей» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы -1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм);

Опозновательный знак - глухой водитель

«Глухой водитель» — в виде желтого круга диаметром 160 мм с нане­сенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, располо­женными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вер­шина которого обращена вниз — спереди и сзади механических транс­портных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

Опозновательный знак - учебное транспортное средство

«Учебное транспортное средство» — в виде равностороннего тре­угольника белого цвета с вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» черного цвета (сторона неменее 200 мм, ши­рина каймы — 1/10 стороны) — спереди и сзади механических транс­портных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

Опозновательный знак - ограничение скорости

«Ограничение скорости» — в виде уменьшенного цветного изображе­ния дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака не менее 160 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра) — на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществ­ляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих круп­ногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической харак­теристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

Опозновательный знак - опасный груз
Опозновательный знак - опасный груз

«Опасный груз» — при осуществлении международных перевозок опасных грузов — в виде прямоугольника размером 400×300 мм, имею­щего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой чер­ного цвета шириной не более 15 мм, — спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных слу­чаях — на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
при осуществлении иных перевозок опасных грузов в виде прямоугольника раз­мером 690×300 мм, правая часть которого размером 400×300 мм окрашена в оранжевый, а левая — в белый цвет с каймой чер­ного цвета шириной 15 мм, — спереди и сзади транспортных средств. На опознавательный знак наносятся обозначения, ха­рактеризующие опасные свойства перевозимого груза;

Опозновательный знак - крупногабаритный груз

«Крупногабаритный груз» — в виде щитка размером 400×400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися поло­сами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

Опозновательный знак - тихоходное транспортное средство

«Тихоходное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием — изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

Опозновательный знак - длинномерное транспортное средство

«Длинномерное транспортное средство» в виде прямоугольника размером не менее 1200×200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (шириной 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность — сзади транспортных средств, длина кото­рых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прице­пами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600×200 мм симметрично оси транспортного средства.

Опозновательный знак - начинающий водитель

«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин и мотоциклов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее двух лет. (Вступило в действие с 1 марта 2009 г)

По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:

Опозновательный знак - врач

«Врач» — в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм) — спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами;

Опозновательный знак - инвалид

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак «Фе­деральная служба охраны Российской Федерации», являющийся условным опознавательным знаком, в виде одного или двух фонарей с огнями синего цве­та, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране.

Опозновательный знак - обозначения гибких связующих звеньев при буксировке

9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200×200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующи­мися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.

10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.

11. Запрещается эксплуатация:

  • автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракто­ров и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
  • троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответ­ствующим Правилам технической эксплуатации; транспортных средств, не про­шедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нане­сенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистра­ционных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
  • транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответсвенность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше — опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. (Вступило в действие с 13 апреля 2012 года)

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и экс­плуатацию транспортных средств, запрещается:

  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которы­ми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не про­шедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздейст­вием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болез­ненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответ­ственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным за­коном, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто — и цементобетонным покры­тием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодо­рожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

  • содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандар­тов, норм и правил;
  • информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
  • принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запреще­нию или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользова­ние ими угрожает безопасности движения.

14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, кон­струкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляю­щими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях не­достаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвиже­ние транспортных средств и пешеходов.

15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

  • проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных доро­гах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
  • проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений; установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, пла­катов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затруд­няющих движение пешеходов;
  • маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
  • проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
  • внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
  • перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
  • движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя или более прицепами;
  • программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
  • перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
  • производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспорт­ных средств или пешеходов.

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

  • выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, пог­рузке поврежденных, не исправных и перемещаемых транспортных средств;
  • осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковос­пламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупно­габаритные, тяжеловесные и опасные грузы.

17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нане­сенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.

18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сиг­налами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стан­дартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудо­ваны специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.

20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизон­тальной плоскости.
Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.

21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

Примечание.
В тексте настоящего документа использована специальная терминология, уста­новленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *