Камикадзе без ОСАГО

ОСАГО уже в ближайшее время взлетит в цене. Эксперты опасаются, что совсем скоро российские дороги заполнят автомобилисты, не оформившие страховой полис.

Это чревато тем, что в случае ДТП с таким персонажем законопослушному водителю ловить будет нечего – взыскать причиненный ущерб без наличия страховки практически невозможно. В лучшем случае пострадавшего ждут судебные тяжбы, которые рискуют затянуться не на один год. Причина — в росте стоимости ОСАГО. Цена «автогражданки» может вырасти по вполне объективным причинам.

Банк России предложил расширить границы стоимости полисов ОСАГО: тарифный коридор, в который должна укладываться цена обязательной страховки, расширится в среднем на 11% вверх и вниз. Об этом сообщил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, документ дополнит поправки в закон об ОСАГО, которые касаются второго этапа индивидуализации тарифов и вступают в силу 24 августа. К этому же сроку, по расчетам ЦБ, страховщикам разрешат использовать новый тарифный коридор.

Из проекта Банка России, в частности, следует, что минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше границы коридора составляли 20%, то после изменений они раздвинутся до 30%.

По заявлению Чистюхина, для наиболее многочисленной группы автомобилей физических лиц тариф будет расширен на 10% вверх и на 10% вниз. Если сегодня минимальное значение базовой ставки равно 2746 рублей, а максимальное — 4942 рубля, то по новым правилам по этой группе минимальная базовая ставка будет 2471 рубль и максимальная ставка — 5436 рублей. Чистюхин уточнил: новые правила расчета стоимости полисов ОСАГО вводятся для «тестирования» нового подхода к индивидуализации тарифов. При этом в ЦБ полагают, что расширение тарифного коридора не приведет к росту цен на полисы ОСАГО и массовому пересмотру стоимости страховок к верхней границе коридора. Однако в реальности все может оказаться совсем иначе. И вот – почему.

Судиться годами

Страховщики на Урале, с которыми довелось пообщаться Zamesу, рассказали, что готовятся к росту цен на ОСАГО. По их мнению, во многих случаях пресловутая «индивидуализация тарифов» на деле будет означать их повышение. Однако, объясняет представитель одной из местных страховых компаний, у подобной политики существуют явные побочные эффекты: «Мы это уже проходили в своей практике. Как только повышаются тарифы, так начинает снижаться спрос на полисы ОСАГО. Особенно это заметно в регионах, где денег у людей существенно меньше.

В итоге желающие сэкономить автомобилисты начинают приобретать фальшивые полисы, либо вообще отказываются от их покупки и ездят без документа». По его словам, такая ситуация рискует принять массовый характер, поскольку для большинства водителей стоимость полиса уже сегодня является завышенной. Однако появление на дорогах незастрахованных автомобилей автоматически рождает другую весьма серьезную проблему. При попадании в аварию взыскать компенсацию за причиненный ущерб практически нереально. Как объясняет юрист Елена Волкова, если у виновника ДТП нет полиса, то добиться выплат крайне сложно:

«Скорее всего, выяснится, что машина – не его, сам водитель зарегистрирован в далеком дагестанском селе, является официальным безработным и отцом пятерых детей. Конечно, в такой ситуации можно обратиться в суд, но надо быть готовым, что на это уйдет несколько лет. Если ущерб от аварии не слишком большой, то затевать эту тяжбу не имеет смысла».

По ее словам, в ряде уральских регионов уже происходили такие случаи: «Своим доверителям я сразу объясняла все возможные «подводные камни». Автомобилисты, которые ездят без ОСАГО, обычно размышляют так – в худшем случае они попадутся инспектору, но надеются за скромное вознаграждение «решить вопрос» на месте. Зачастую именно так все и происходит».

Миллион без полисов

Источник в Федерации автовладельцев России пояснил Zamesу: если ОСАГО подорожает на 40-50 процентов, как это происходило не так давно, то, скорее всего, мы станем свидетелями массового отказа автомобилистов от данного вида страхования. При этом собеседник сослался на данные, согласно которым в Красноярском крае половина водителей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, не имели оформленного полиса ОСАГО. По данным собеседника, схожая ситуация сегодня складывается во многих регионах.

Инсайдер в ГИБДД России пояснил, что россияне не боятся приобретать поддельные полисы, хотя теоретически использование фальшивки может быть квалифицировано как мошенничество. Однако в реальности доказать умысел покупателя практически невозможно, ведь в обязанности гражданина не входит проверка подлинности документа. Это означает, что он практически на слово может верить продавцу.

Ранее Российский союз автостраховщиков (РСА) усложнил процедуру покупки электронных полисов ОСАГО. Между тем, эксперты утверждают — на сегодняшний день фальсифицированные документы, по самым скромным оценкам, используют более миллиона россиян.

РСА также призывал разрешить компаниям сразу аннулировать полис, если в нем обнаружены неверные сведения. Также страховщики просили наделить их правом искать данные автовладельцев не только в базе РСА, но и в других публичных базах. В случае, если страхователи не пройдут заочную проверку, их предлагается приглашать для оформления ОСАГО в офис компании-страховщика.

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *