«Люди не верят в ОСАГО». Что происходит с автогражданкой. Несмотря на недавнюю реформу системы ОСАГО, определенные нарекания к работе страховщиков по-прежнему остаются. Об этом, в частности, свидетельствует последний отчет Российского союза автостраховщиков.
В нем отмечается, что по итогам девяти месяцев 2014 года страховщики заключили 31,7 млн договоров ОСАГО. За этот же период страховые компании урегулировали 1,8 млн страховых случаев, тогда как год назад за тот же период за выплатами обратились 2 млн человек. Таким образом, число обращений за возмещением ущерба снизилось на 10 процентов. По мнению экспертов страхового рынка, это уже критическая цифра.
«Количество ДТП за этот период снизилось всего на 1,2 процента. Значит, как-то страховые компании отвадили автомобилистов от обращений за выплатами. По моему опыту, есть два варианта развития событий. Первый — когда люди решают вопросы на месте, ущерб обычно не превышает 5 тыс. рублей. Но от таких ситуаций цифра в 10% не возникнет. Поэтому наиболее вероятно — второе. Как показал прошлый год, страховые компании практикуют недобросовестный метод переноса центров урегулирования убытков из крупных городов в мелкие. Люди просто не могут добраться в место подачи заявления. Рекорд переноса, о котором я лично знаю, составляет 560 километров. Это делают, в том числе, крупнейшие игроки рынка», — пояснил корреспонденту Autonews.ru гендиректор организации по защите прав потребителей страховых услуг «ГлавСтрахКонтроль» — Николай Тюрников.
«Страховщики переносят центры урегулирования убытков в крупные города».
Такая схема переноса центров урегулирования выплат из крупных региональных центров за сотни километров не противоречит закону об ОСАГО. По документу, филиалы страховых фирм должны быть в регионах, но сами филиалы не переезжают. «Эта мера абсолютно не ориентирована на клиентов. Если посчитать, то за выплатами по ОСАГО не пришли с начала года 200 тыс. россиян. Предположим, что у каждого убыток, например, 10 тыс. рублей. Таким образом, страховщики сэкономили 2 млрд рублей. А если брать среднюю выплату по ОСАГО по отчету РСА 30 тыс. рублей, то это вообще 6 млрд рублей экономии», — отметил юрист.
Российский союз автостраховщиков оценивает ситуацию не так критично, указывая на то, что сами выплаты по сравнению с прошлым годом выросли. «Некоторое снижение количества заявленных и урегулированных убытков связано в первую очередь с кризисными явлениями на рынке, которые привели к уходу некоторых компаний из регионов. По итогам года РСА не ожидает значимого падения по показателям урегулированных убытков», — рассказали в пресс-службе РСА.
В отчете организации отмечается, что при уменьшении количество урегулированных убытков сумма средней страховой выплаты выросла на 28% и составила 34 288 рублей. «Да, за выплатами пришло меньше людей. Но если в прошлом году средняя сумма выплаты была 27-28 тыс. рублей, то сейчас уже 34 тыс. рублей. Страховщики в этом году заплатили 63,3 млрд рублей – на 12% больше, чем год назад», — объяснили в РСА.
«Работа страховых компаний находится в зоне ответственности Центробанка».
Рост выплат связан в первую очередь с существенным подорожанием запчастей и комплектующих, цены на которые установлены в валюте. По мнению РСА, эти данные отражают и общее ухудшение ситуации на российском автомобильном рынке, который в последний год показывает существенное снижение. Общая тенденция на сегодня — компании сокращают продажи в убыточном сегменте. «РСА со своей стороны принимает меры для исправления ситуации, однако они носят временный характер. Для того чтобы решить проблему, нужен системный подход, учитывающий экономически обоснованные изменения базового тарифа и коэффициентов», — отмечают в организации.
Гендиректор «ГлавСтрахКонтроль» при этом не считает, что есть поводы говорить о росте тарифа и коэффициентов. Страховые компании работают в плюс, а снижение обращений дает им возможность еще большей экономии. Бороться с недобросовестными бизнесменами, по мнению юриста, должен Центробанк. «Работа страховых компаний в зоне ответственности ЦБ. Последний неудовлетворительно выполнял свою работу, раз такая ситуация имеет место быть. Последствия снижения обращений за выплатами на 10% будут серьезные и долгосрочные — потеря доверия россиян к системе ОСАГО. Те 200 тыс. человек, что не обратились в этом году, уже не верят в автогражданку», — говорит Тюрников.
На фоне таких настроений повышение базового тарифа, предложенное РСА, будет однозначно негативно воспринято автомобилистами. Как заявил корреспонденту Autonews.ru председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров, даже последнее повышение тарифа необоснованно.
«Доля аварий, где выплаты превышали установленный лимит, очень мала. А платить по повышенному тарифу должны все автомобилисты. Тем более что существует услуга добровольного дострахования, которой пользовались многие водители, немного доплачивали и увеличивали сумму лимита чуть ли не до миллиона. В крупных городах это очень актуально. Думаю, и сейчас многие пойдут на дострахование. Повышать тариф не было нужды. Нет ничего удивительного в том, что сами суммы выплат выросли. Это связано с тем, что страховщики стали вести себя менее нагло. Раньше занижение суммы ущерба в 5-10 раз было нормой. Но автовладельцы стали выигрывать в судах, страховые компании от этого платят еще больше. Многие, конечно, до сих пор боятся обращаться в суд и берут то, что предлагает страховая. Когда бояться перестанут, суммы выплат вырастут еще», — резюмировал Дозоров.
Екатерина Рзянина