Пластик и шкаф: номера с чипами станут обязательными. Традиционные камеры фиксации нарушений не всегда могут считать номер автомобиля из-за погодных условий.
К тому же они требуют частого обслуживания и очистки. Радиочастотная идентификация (RFID) позволяет с большей долей вероятности получить данные машины в том случае, если она оснащена специальным микрочипом. Очередной вариант такой системы журналистам продемонстрировали на полигоне Московского автодорожного института (МАДИ).
В августе 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил МВД, Минкомсвязи, Минпромторгу и Минфину подготовить предложения по разработке автомобильных номеров с микрочипами и технологией радиочастотной идентификации. ГИБДД в свою очередь предложила более дешевый вариант – наклейки на лобовое стекло, которые должны были выдавать при оформлении полисов ОСАГО.
Однако скорое внедрение подобных систем уперлось в правовые вопросы, а испытание Федеральной информационной автоматизированной системы идентификации объектов дорожного движения (ФИАС ИМОДД) на полигоне МАДИ выявило ряд технических вопросов, которые на тот момент не удалось разрешить. «Три года назад в прессе говорилось много о хрупкости этого сигнала, его незащищенности, о легкой взламываемости, что к нему нельзя подвязывать персональные данные. Одно время мне даже казалось, что время RFID ушло», – рассказал заведующий кафедрой организации и безопасности движения МАДИ Султан Жанказиев.
Однако разработки в этом направлении продолжились: эксперименты показали серьезное преимущество радиочастотной идентификации перед обычными оптическими средствами распознавания номеров. «В начале 2015 года тысячу автобусов в Казани оснастили RFID-метками. Каждый автобус получил по три метки: на переднем и заднем номере, а также на лобовом стекле. Результаты испытаний показали, что транспортное средство идентифицируется в 97,4% случаев», – сообщил корреспонденту Autonews.ru начальник отдела информационного обеспечения УГИБДД МВД по Республике Татарстан Ринат Даутов. При этом метка на лобовом стекле оказалась самым слабым звеном.
В тульской компании «Взгляд» по-своему решили проблемы с уязвимостью и уверенным приемом радиосигнала. Их система «Электронный городовой» использует для идентификации автомобилей высокочастотный диапазон от 3 до 30 мегагерц. Это международный стандарт в высокой степенью защиты, который используется в современных банковских картах для оплаты в одно касание (PayPass). По словам разработчиков, высокочастотный диапазон позволяет считать радиометку автомобиля даже на высокой скорости, а само считывающее устройство инженеры предложили разместить прямо под дорожным полотном. Оно заключено в герметичный корпус и выдерживает серьезные нагрузки и не требует обслуживания.
«Существующие системы используют дециметровый диапазон и могут размещаться только над проезжей частью на несущих конструкциях. И за счет свойств распространения радиоволн такие считыватели не могут локализовать транспортное средство с привязкой по месту и не обеспечивают надежной идентификации автомобиля», – пояснил гендиректор холдинга «Взгляд» Игорь Мацур. При этом регистрационный знак в встроенным в него микрочипом пришлось выполнить из высокопрочного пластика, являющегося диэлектриком, то есть не проводящим электричество. С обычным алюминиевым номером эта технология не работает. Внешне пластиковый номер ничем не отличается от обычного регистрационного знака – та же комбинация букв и цифр, а радиометка спрятана на его задней части.
На испытаниях номер даже частично закрыли, те самым демонстрируя, что информация об автомобиле считывается не оптически, а с помощью радиочастот. Работу системы продемонстрировали на небольшом отрезке полигона МАДИ. Антенна располагается по всей ширине полосы и образует так называемый рубеж контроля. О месте ее размещения свидетельствуют установленные на столбе шкафы с аппаратурой и разметка, которую нанесли для лучшей наглядности. При проезде система получает информацию о марке и модели автомобиля, его регистрационном номере и фамилии владельца. А также о скорости движения машины, причем при проезде между двумя рубежами система рассчитывает и среднюю скорость движения.
Радиометку можно привязать к электронному кошельку и в режиме реального времени производить оплату штрафов или парковки. Например, рубеж контроля может отследить проезд автомобиля на красный или выезд на встречную полосу движения. Если же машина задержалась между рубежами дольше определенного срока, она считается припаркованной и с электронного кошелька автоматически списывается определенная сумма. Считыватели можно устанавливать и в парковочных карманах — например, в столбиках, по одному на каждое машиноместо. При этом автомобиль придется ставить точно по разметке, иначе парковка не будет зарегистрирована.
«Электронный городовой» позволит регулировать и дорожное движение в городе. Например, система раньше включает зеленый, если перед светофором скопилось много машин или нужно обеспечить быстрый проезд «скорой» или полиции. Благодаря информации со считывателей можно получить данные о заторах и построить оптимальный маршрут. Кроме того, система позволяет брать оплату за пользование не только определенными дорогами, но даже быстрой левой полосой. Причем, разную сумму с легкового автомобиля и грузовика. Испытания на полигоне МАДИ показали уровень идентификации автомобилей, близкий к 100%. Антенна хорошо считывает радиометку сквозь снег и лед.
Тем не менее, пока непонятно, как будет работать система в определенных ситуациях. Например, когда автомобиль сломался между двумя рубежами, а «Городовой» считает его припаркованным. И что делать с номерами других государств. Рубежи контроля способны заменить традиционные камеры скорости. Установка антенны на одну полосу обойдется в миллион рублей, тогда как камера «Стрелка-СТ» стоит примерно 5 млн рублей. При этом два рубежа контроля способны измерять и среднюю скорость машины. Таким образом, чем больше функций выполняет «Электронный городовой», тем он выходит дешевле. Но без традиционных камер системе все равно не обойтись, иначе не распознать мошенников, решивших подменить метку или номер.
«Взгляд» планирует выйти со своей технологией на зарубежные рынки, для чего был зарегистрирован товарный знак ElecTraCop. Определенный рост интереса к радиочастотной модификации отмечается и в России. Например, в начале года при столичном Дептрансе была создана рабочая группа по RFID-технологиям. Эксперты признают, что несмотря на необычность, новая система отвечает основным современным трендам. Это базовая платформа, позволяющая организовать в мегаполисе не только парковочное пространство, аренду автомобилей и платный въезд во дворы, но и в перспективе введение оплаты за въезд в центр мегаполиса. Она не требует специальных конструкций дли размещения и не портит облик города. Кроме того, это полностью российская разработка.
Но даже в том случае, если «Электронным городовым» заинтересуется государство, ни эксперты, ни разработчики не берутся назвать сроки его появления на дорогах. Во-первых, из-за юридических вопросов. Напомним, что установка камер «Автодория» для измерения средней скорости в свое время потребовала значительного объема разрешительных документов. В случае с RFID-технологиями ситуация более сложная. Мало того, что необходимо юридически оформить применение микрочипов для слежения за автомобилями, так придется еще изменить госстандарт на регистрационные знаки и разрешить их изготовление из пластика.
Во-вторых, процесс осложнят значительные затраты на внедрение новой системы. Инженеры «Взгляда» утверждают, что изготовление пластикового регистрационного знака вместе с вшитым в него чипом вполне сопоставимо по цене с обычным алюминиевым. Но при этом потребуется замена всех автомобильных регистрационных номеров, а в настоящее время легковой парк России насчитывает более 40 млн автомобилей.
Евгений Багдасаров