Детектор против радара

На этот раз объектом нашей экспертизы стали не детали, широко приобретаемые для замены вышедших из строя, не ремонтные материалы или приспособления, а товар, можно сказать, узкого назначения, но ставший в последнее время весьма и весьма актуальным. Речь пойдет о детекторах (в переводе с латыни — «обнаруживателях») радара, неправильно называемых у нас «антирадарами».

alt

Последние на самом деле — передатчики, которые могут блокировать работу радара или изменять его показания. Они везде запрещены к использованию. Но прежде, чем перейти к собственно экспертизе, мы хотели бы изложить нашу точку зрения на детекторы. Она не отличается от принятой в цивилизованных странах, где пользоваться ими не возбраняется (даже поощряется), поскольку они, в конечном итоге, побуждают водителей снижать скорость до разрешенной, а значит, содействуют более безопасному движению.

Правда, здесь требуется пояснение: «там» полиция пользуется радарами преимущественно на опасных участках дорог и прежде всего для профилактики дорожных происшествий, а не для поборов, чего, увы, у нас нет и в помине: засады ГАИ чаще всего можно обнаружить в местах, скорее безопасных (ограничивают, скажем, скорость знаком «40 км», где в нем нет никакой необходимости), но ведь ни для кого не секрет, для чего их устраивают. Поэтому в данной экспертизе мы не могли обойти и наших реалий. Тем не менее мы исходим из одного, главного посыла: правила движения — все и, в особенности, касающиеся скоростных режимов — должны неукоснительно соблюдаться, и в детекторе радара мы видим как раз один из инструментов, способствующих этому.

А сейчас о том, что показали сравнительные испытания нескольких присутствующих на нашем рынке детекторов, проведенные корреспондентом «За рулем» в Тольятти Сергеем МИШИНЫМ совместно с экспертами.

КОЕ-ЧТО О «БАРЬЕРЕ-2М»

Радар, которым пользуются в ГАИ, как и пять лет назад, все тот же: «Барьер-2М» — радиолокационный прибор измерения скорости, возможности которого по нынешним меркам невелики. Напомним о них. Дальность действия — не менее 300 метров. Правда, встречаются экземпляры, у которых «зрения» хватает и на 500. «Барьер» может «выхватить» тот автомобиль из потока, который опережает его на 20 км/ч, если скорость основной массы машин не достигла 80 км/ч, и 30 км/ч, если все мчатся за сотню. У радара есть таймер (секундомер), отсчитывающий время с момента замера скорости до ее сброса.

Дотошный водитель может по нему выяснить, его ли скорость зафиксирована на радаре.
Правда, как показывает практика, демонстрация времени только увеличивает сумму штрафа. «Барьер-2М» работает в двух режимах. Автоматический — для «ленивых» гаишников. Прибор нацеливают на дорогу, устанавливают порог скорости, при котором он срабатывает (как правило, на 10 км/ч выше разрешенной; при 60 — это 70 км/ч, учитывая погрешность спидометра и самого радара), и поджидают нарушителя. Так обычно поступают на стационарных постах ГАИ, где бывает много работы. Но все же наказать случайного торопыгу лишним не будет.

Другой режим — ручной. «Барьер» превращается в подобие пистолета: навел ствол на машину, прицелился, скорость вспыхнула на табло, нажал на спусковой крючок — готово — цифры замерли и начался отсчет времени. К этому приему прибегают все чаще и чаще, особенно в засадах. Еще «Барьер-2М» может «стрелять» и в спину — на экране высветится скорость удаляющегося автомобиля. Но этим пользуются редко — слишком мало нужных ситуаций.

РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ КАК ТАКОВЫЕ…

Большинство из имеющихся сегодня в продаже радар-детекторов иностранного производства.
Они способны различать не только силу, но и частоту зафиксированного сигнала гаишного радара. Что это значит? Поясним. Там, на Западе, да и кое-где у нас радары могут работать на разных частотах, а далеко не у всех водителей есть детекторы, способные воспринимать широкий спектр излучаемых радарами радиоволн. По этому признаку (частоте) большинство радаров делят на четыре группы: излучающие в Х-диапазоне (в нем работает отечественный «Барьер-2М» и предыдущие его модели), в К- и Ка-диапазонах.

А кроме того, полиция частенько применяет и лазерные радары (четвертая группа) — самые современные приборы контроля скорости. Лазерный луч детекторы тоже могут обнаружить. Для экспертизы мы выбрали приборы, регистрирующие сигналы радаров всех диапазонов, включая лазерный: один канадский «Бэл» (Bel-500i), две японские «кобры» (Cobra-213 и 214) и три американских «вистлера» (Whistler-1430, 1455 и 1480).

alt

«Бэл-500i» (Bel-500i)     «Кобра-213» (Kobra-214)  «Вистлер-1455» (Whistler-1455)   «Вистлер-1480» (Whistler-1480)  «Вистлер-1430» (Whistler-1430).

Итак, приступим к изучению инструкций и осмотру детекторов. Тип радара или излучаемый диапазон на всех приборах водитель определяет по вспыхнувшему светодиоду (для каждого диапазона — свой цвет) и звукам различного тона, которые издают встроенные в них «пищалки». Исключение «Вистлер-1480» — на его экране в торце прибора высвечивается определенное слово (фраза). Мощность сигнала радара, возрастающая по мере приближения к засаде — источнику излучения, определяют по количеству горящих светодиодов из другого ряда (alert), как правило, красного цвета, а еще — по частоте звукового сигнала.

Чем ближе «Барьер», тем больше вспыхнувших светодиодов (всего их четыре-пять) и выше частота звука. Кстати, громкость всех приборов достаточна даже при открытых окнах.
У каждого прибора-детектора два режима — «Xайвей» (Highway — шоссе) и «Сити» (City — город). Из самих этих названий ясно, когда какой включать. В первом случае у детектора эффективность (чувствительность) будет выше, во втором — ниже. Оно и понятно: в городе, в промышленных зонах много помех, вызывающих к тому же ложное срабатывание детектора.

Кстати, при отключении питания выбранный режим «Хайвей» или «Сити» «помнят» «американцы» и «канадец». У радар- детекторов есть и дополнительные «услуги». К примеру, можно включить ночной режим и снизить яркость ламп, регулировать громкость зуммера или вовсе его отключать и т.п. И еще: «Кобра-214» и «вистлеры» могут принимать лазерные лучи радаров со всех сторон — приемник обозревает на 360 .

Теперь попробуем закрепить детекторы в машине.

Изготовители предлагают два варианта — на присосках к ветровому стеклу и «липучках» к панели приборов. Инструкция рекомендует не загораживать детекторы предметами, к примеру щетками очистителя, — это может ухудшить прием. Мы так и поступали — крепили выше щеток.
Включать «Бэл» и «вистлеры» удобно — стоит только нажать кнопку. У «кобр» придется вращать рукоятку громкости — не всем экспертам это понравилось. После пуска приборы «готовятся к работе» примерно две секунды — они проверяют заложенные в них режимы.

alt

Диапазоны частотрадиоволн, принимаемых детекторами и излучаемых радарами: «Барьером-2М», его предшественниками, новыми фото- и видеорадарами. Лазерный луч радара «бъет» намного дальше обычных в предынфракрасном диапазоне. Его можно увидеть, но «увернуться» от него сложно (для справки — 1нм=0,000000001 м).

А ТЕПЕРЬ ОПРОБУЕМ…

В одной машине — «Самаре» вдоль нижней кромки стекла выстраиваем в ряд приборы и трогаемся в путь. В городе «вистлеры» молчат, будто воды в рот набрали. Всевозможные помехи — радиотелефоны, автоматические двери, высоковольтные линии не смогли выдавить из них ни звука даже в режиме «Хайвей». «Кобры» изредка попискивали при «взгляде» на светофоры. Но и «Сити» не заставил их умолкнуть — реже, но голос они подавали. Самым «разговорчивым» оказался «Бэл». Он реагировал на все подряд — светофоры, провода, радиостанции и даже на встречные автомобили. Правда, всякий раз он издавал разные звуки. Но разобрать, когда «Бэл» предупреждает об опасности — радаре, может сразу только человек с музыкальным слухом. Таких среди нас не оказалось — учить его «язык» пришлось долго.

А еще прибор очень чувствителен к погодным условиям и времени суток. Например, в темное время он «собирает» меньше помех. Но пора приступать к делу. Итак, «кобры», «вистлеры» и «Бэл» против «Барьера». Предварительное испытание — проверка дальности действия радар-детекторов на прямом горизонтальном участке шоссе. Радар установлен в положение автоматического контроля. Обнаруженным «Барьер» считали с момента четкого, постоянно работающего звукового и светового сигналов детекторов (результаты — в таблице).

Дальность срабатывания детектора в различных ситуацмях, м

Безоговорочно на первом месте — все «вистлеры»: даже семикилометрового участка прямой не хватило, чтобы определить предельную дальность срабатывания. И в режиме «Сити» этот показатель не ухудшился, просто звуковой сигнал стал чуть тише. На втором месте — обе «кобры»: дальность почти одинакова — около четырех километров. Но единичные молчаливые вспыхивания красных светодиодов Х-диапазона обоих детекторов появились еще раньше. Эксперты заметили их примерно за километр до появления четких звуковых сигналов. А вот «Бэл», увы, разочаровал.

Мнение едино — «в разведку» его лучше не брать. Он позвякивал, как и в городе, по любому поводу — встречная машина, провода ЛЭП, что пересекали шоссе, и еще туча невидимых нам электромагнитных волн. Включение «Сити» не помогло, хотя «язык» его немного укоротился. При этом значительно снизилась (в большей степени, чем у «кобр») чувствительность на дальность приема. Впрочем, расстояние в один километр у «Бэла» — худший показатель среди детекторов — все равно достаточное, чтобы погасить высокую скорость. Следующее сравнение: ширина захвата приемного устройства в горизонтальной плоскости. Радар поставили на расстоянии 300 м за плавным поворотом (примерно 120 ).

Машина ГАИ была прикрыта узкой лесопосадкой. Луч «Барьера» направили на прямой участок дороги, где наша «Самара» появлялась, уже закончив поворот. И здесь уверенно выиграл «Вистлер» во всех трех лицах. Он срабатывал примерно за километр, то есть далеко до поворота с большим, чем у других, углом захвата. И снова включение режима «Сити» не снизило ширины захвата детектора. «Кобры» и «Бэл» сработали почти одинаково, проиграв «американцам» 300 метров. Зато в режиме «Сити» обе «кобры» отыграли у «канадца» по 50 метров. Задачу усложняем — закрытый поворот. Дорога огибает высокий холм. Именно за ним мы спрятали машину ГАИ.

От поворота до радара — 250 метров. «Барьер» фиксирует скорость машины, как только она появляется из-за холма. «Вистлеры» вновь впереди, каждый будто носом чует «беду» уже за 1100 метров. А до машины ГАИ еще полкилометра! «Кобры» и «Бэл» в этой ситуации на равных и не с лучшими показателями — 600 метров. В режиме «Сити» на снижение скорости остается метров 100 — это немного. Если скорость высока — безопасно затормозить не удастся. Новая вводная — определяем ширину захвата приемных устройств детекторов в вертикальной плоскости. Радар прячем в низине под спуском длиной 250 метров. Ситуация непростая — в самом низу дорога перед переломом поворачивает градусов на 30. Радар нацеливаем ниже вершины перелома, причем настолько, чтобы появившаяся машина уже была под контролем.

Ну, что вы теперь скажете, господа детекторы?

В закрытом повороте вы явно принимали сигналы, отражающиеся от машин, деревьев, рельефа местности, наконец. Здесь такого не будет, ведь часть лучей радара упирается в дорогу, другая — «выстреливает» в небо! Тем не менее, «вистлеры» дружно просигналили ровно за километр до ловушки. Независимо от режима. В режиме «Хайвей» неожиданно для всех «Бэл» отыграл у обеих «кобр» 150 метров. Вот это да! А в «Сити» «японцы» вместе с «канадцем» сработали ровно за 300 метров, оставив на раздумье водителю всего 50. Педаль тормоза в пол, и мы успеваем «опуститься» с 70 до разрешенных 40 км/ч, едва не повиснув на «крючке» инспектора ГАИ.

Радар «Барьер-2М» — основное «оружие» ГАИ.

В конце проверок он предложил самую сложную и рискованную (для автолюбителя) операцию — лобовую атаку, где обещал взять верх над нами и заморскими штучками. Согласились — не отступать же. У инспектора «Барьер» выключен — он пустит его в ход за 250-300 метров в зоне гарантированного приема. Наша задача — успеть снизить скорость с 50 до 40 км/ч.

alt

Мы катимся к уже видимому нами инспектору ГАИ. Шесть приборов-защитников напряженно всматриваются в одинокую фигуру. Видим, как он вскидывает ствол: Возмущенно заверещали «вистлеры», взвизгнули «кобры», истошно заголосил «Бэл», водитель мгновенно нажал на тормоз — но… на радаре, увы, отметка 50! Мы проиграли, чего и следовало ожидать.

ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ

В соревнованиях между радар-детекторами первое место, причем с большим отрывом, заняли «вистлеры». Независимо от модели они срабатывают в типичных ситуациях не менее чем за километр. «Кобры» прочно заняли второе место, хотя по чувствительности и были немногим лучше «Бэла». А вот последний детектор — прямо-таки губит его повышенная чувствительность к помехам. Однако в пределах прямого «выстрела» любой детектор не помогает. Так что все они не панацея, а лишь помощники, предупреждающие о близости радара.

Редакция благодарит ГАИ города Тольятти

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *