Как-то так повелось, что внедорожники у нас считаются едва ли не самым дорогим классом автомобилей. Независимо от размеров и степени «крутизны» полноприводного «джипа», в умах наших соотечественников он котируется как минимум на уровне пресловутого «шестисотого».
В принципе, такой подход нормален — внедорожники, как наиболее сложный в изготовлении тип аVтомобилей, действительно стоят заметно дороже, чем массовые модели легковушек малого и среднего класса.Особенно заметно «отличаются» в этом смысле полноразмерные и люксовые модели — их стоимость исчисляется десятками тысяч долларов. Но это вовсе не значит, что для приобретения нового полноприводного автомобиля, который ваши завистливые соседи, а также налоговый инспектор наверняка идентифицируют как «джип», непременного требуются огромные суммы.
Как и в любом другом классе, среди внедорожников тоже есть сравнительно недорогие модели.
Одна из них — Honda HR-V у нас на тесте…

Формально поводом для теста послужил рестайлинг: аVтомобиль, представленный на рынке в 1999 году, получил немного обновленное «лицо» и интерьер. Новые бамперы, «противотуманки» в качестве стандартного оборудования для всех версий, более «причесанный» салон — в общем, изменения незначительные для нас, но важные для покупателей. Но когда мы узнали цену на этот аVтомобиль, честное слово, посмотрели на него другими глазами.
Ведь Honda HR-V — это один из самых доступных «паркетников» на нашем рынке. При розничной стоимости этого «японца» от $13.030 конкурировать с ним не могут даже корейские модели — наиболее доступный среди них, Hyundai Santa Fe, обходится заметно дороже!
Других таких моделей, в смысле настолько качественных, модных и современных «паркетников» с полным приводом и по такой цене, больше просто нет — разве что новая «Нива», гордо несущая на себе «лейбл» Chevrolet, сможет сманить покупателей еще более привлекательным ценником.

Впрочем, даже если бы ценник Honda HR-V был и менее привлекательным, сам аVтомобиль вряд ли страдал бы из-за недостатка покупателей.
Ведь это все равно Honda, и по-прежнему популярной «паркетной» модели. А качественных и красивых компактных внедорожников на нашем рынке вообще мало — большинство производителей предпочитают иметь дело с более дорогими и выгодными для продажи моделями. Еще меньше у нас предлагается трехдверных «паркетников», только значительно более дорогая Toyota RAV4 и «профессиональный» внедорожник Suzuki Gran Vitara.
Но многие из них, даже при значительно более высокой стоимости, являются самыми простыми базовыми версиями, то есть с самыми маломощными двигателями, с минимальным пакетом оборудования. У Honda HR-V, даже за такую минимальную цену, уже имеются и воздушные подушки безопасности, и полный привод, и различные системы, влияющие на безопасность — антиблокировочная, система распределения тормозного усилия и т.д.

Honda HR-V — очень комфортабельный и «мягкий» аVтомобиль. В первую очередь из-за того, что обладает очень мягкой, совсем не внедорожной подвеской. Нет, запас прочности у нее вполне достаточный для рейдов по пересеченной местности, но в нормальных режимах она не утомляет излишними вибрациями.
Управляемость тоже на высоте, хотя сравнивать с легковыми моделями, особенно Honda, этот «паркетник» трудновато. Задний жесткий мост не позволяет добиться идеального баланса. Хотя, с другой стороны, при наличии зависимой задней подвески с тягой «Панара» этот аVтомобиль вроде как и не может считаться «паркетником», т.к. одной из характерных черт этих «легковых» внедорожников считается именно наличие независимых подвесок спереди и сзади.

Но отсутствие каких-либо блокировок дифференциалов и ряда пониженных передач, а также низкий клиренс все же не дают НR-V возможности классифицироваться как «внедорожник общего назначения». На серьезное бездорожье на этом аVтомобиле, если честно, съезжать просто страшно — дорожный просвет у этой модели небольшой, а свесы, задний и особенно передний, наоборот, очень «выдающиеся», что чревато последствиями. Какими? Да не очень-то страшными: поломками бамперов или просто трещинами в них.
Вроде бы и не смертельно, но все же неприятно каждый раз после вылазок на природу ремонтировать «обвес» на так называемом «джипе» — это, пожалуй, чересчур. Тем более что поездка может закончиться и еще более грустно: сразу за передним пластиковым бампером расположен двигатель, низко выступающий поддон которого весьма доступен для торчащих камней и бордюров.
В общем, на пересеченную местность, несмотря на «внедорожный» облик, на HR-V следует съезжать осторожно, как говорится, семь раз отмерь.
Однако если ездить с умом, то и на таком «паркетнике» можно проехать почти везде. Глубокий рыхлый песок, размытая «грунтовка», снежная целина — все это для HR-V просто «семечки», которые при правильном стиле вождения никогда не заставят этот аVтомобиль остановиться.
А вот вслед за Toyota Land Cruiser или Nissan Patrol GR соваться не стоит — эти аVтомобили предназначены совсем для другого, и их возможности несравненно выше. Равно как и запас прочности.
Их зависимые подвески-мосты позволяют ездить по колее, не боясь вырвать рычаг или погнуть тягу. На HR-V лучше всего этого избегать. Небольшое путешествие до пляжа и обратно, выезд в лес за грибами, поездка на дачу — это, пожалуй, и все. Максимум — небольшое путешествие по оврагам, которое не принесет удовольствия ни вам, ни вашему аVтомобилю.
С геометрической проходимостью у HR-V вроде как все в порядке — длинноходные подвески, низкий центр тяжести. Но отсутствие пониженной передачи делает такие поездки крайне губительными для машины. Для того чтобы ничего не повредить, нужно ехать очень медленно, но в таком режиме при диагональном вывешивании далеко не проедешь — такие препятствия нужно проходить с ходу.
Вот так и получается: газуешь, «травишь» сцепление, мучишь аVтомобиль, а толку — ноль. Любая «Нива» легко обойдет вас, да еще и «выдернуть», если что, сможет…

Зато на асфальте HR-V сможет показать себя во всей красе: 1,6-литровый мотор и «асфальтовые» настойки подвесок позволяют добиться управляемости на уровне моделей гольф-класса. Крены в поворотах минимальные, руль — вмеру «острый», тормоза очень цепкие. По большому счету, почувствовать разницу между этим «паркетником» и представителями гольф-класса, которые в большинстве своем тоже имеют полузависимую заднюю подвеску в виде балки, будет сложно, она на уровне нюансов.
Просто в HR-V сидишь чуть выше, а потому все поперечные колебания ощущаешь сильнее — чистая физика. Опять же, полноприводная трансмиссия работает мягко, а главное — самостоятельно: вам не нужно постоянно подключать/отключать переднюю ось, за вас это сделает автоматика. Увеличенный дорожный просвет, при всех своих преимуществах, тоже нисколько не влияет на уровень комфорта. По своей «архитектуре» HR-V напоминает обычный легковой аVтомобиль, а не шкафоподобный внедорожник. А это значит, что и посадка в нем будет не «вертикально-табуреточная», а комфортабельная полулежачая, как в легковушке.

Зато если на вашей полосе движения вдруг «нарисовался» выступающий колодезный люк, вам, в отличие от водителя вышеупомянутых легковушек, не придется резко тормозить или искать возможность уйти на другую полосу. Увеличенный дорожный просвет позволяет не только пропускать между колес вот такие «сюрпризы», но и смело забираться на бордюр.А делать это, между прочим, приходится очень часто — то припарковаться негде, то стоящая машина мешает со стоянки выехать, то пробка на дороге образуется.
Когда ездишь в легковушке, с этим просто смиряешься: сидишь и ждешь, пока дорога не освободится.
«Паркетник» тем и хорош, что при минимальном внедорожном «баласте» (блокировок дифференциалов или повышенного расхода топлива) он дает огромное преимущество перед обычными аVтомобилями хотя бы в том, что зимой вам не придется задумываться вечером: сможете ли выехать утром из сугроба или придется просить кого-то «выдернуть».