ДОСЬЕ
Вызывающий внешний вид, по-джиповски внушительный дорожный просвет, стремительный клиновидный силуэт, задняя часть а-ля универсал Volvo, броское антикрыло на крыше — как вообще все это может принадлежать одной машине?
Более того, быть неотъемлемыми частями целостного, по-своему гармоничного облика? Каждый раз при взгляде на HR-V хочется снять шляпу перед японскими дизайнерами, которых долгие годы обвиняли в творческой импотенции. Похвально и то, что в машине отчетливо просматриваются хондовские фамильные черты — плоский капот и большие раскосые блок-фары.
А как все просто было устроено в автомобильном мире лет десять назад!
С одной стороны, утилитарные седаны, хэтчбеки и универсалы, с другой — здоровые и серьезные вездеходы, с третьей — романтичные купе и кабриолеты. Затем началась путаница, самым тесным образом связанная с так называемым заполнением пустующих рыночных ниш. Непривычные с виду Toyota RAV4, Renault Megane Scenic и Peugeot Partner один за другим открывали новые подклассы легковых автомобилей.
Но всеобщее маниакальное увлечение полным приводом вызывало к жизни совсем неожиданные технические формы, в числе которых оказалась и Honda HR-V собственной персоной. С первой попытки отнести этот автомобиль к какому-либо из общеизвестных видов достаточно затруднительно. Внедорожник? С передними ведущими колесами, автоматически подключаемым приводом на заднюю ось и 1.6-литровым моторчиком? Вряд ли. Универсал повышенной проходимости? С таким-то скромным багажником? Тоже не подходит.
Когда HR-V появилась на рынке — а сначала машина предлагалась только с трехдверным кузовом — журналисты изобрели достаточно меткий термин «внедорожное купе». А как быть с пятидверной версией? Пожалуй, пусть каждый решает для себя.
ВНУТРИ
Мы знакомились с пятидверкой с базовым двигателем и «механикой». Вот очевидный плюс того, что машина не является внедорожником в полном смысле этого слова: пороги расположены не так высоко, поэтому вход и выход максимально приближены к легковым машинам. В то же время высокая по отношению к соседям по транспортному потоку посадка, тонкие стойки кузова, большая площадь остекления и крупные зеркала делают обзорность с места водителя просто бесподобной.
Сильно заваленные передние стойки ничуть не мешают, наоборот, в верхней части лобового стекла возникает своего рода панорамный эффект, позволяющий просматривать область пространства над машиной. Как раз там, где частенько оказываются дорожные знаки и светофоры.
Так что за обзорность HR-V получает пять с плюсом.
Спортивный вид автомобиля отлично дополняется дизайном интерьера: никаких излишеств, ни одной надуманной детали — только чистые линии и ровные поверхности. Однако это вовсе не тот примитивизм, который господствует в продукции отечественных автозаводов, это именно стиль, продуманный и просчитанный. В отделке салона доминируют материалы нескольких оттенков серого цвета, но вставки энергичного синего не позволяют даже говорить о какой-либо общей серости.
Интерьер очень живой, поднимающий настроение. Некоторый опыт общения с Хондами у нас имеется, поэтому мы предполагали, что с эргономикой водительского места у HR-V все в порядке. И не обманулись в своих ожиданиях: несмотря на наличие только двух базовых регулировок, сиденье легко подогнать практически под любую фигуру. Сами кресла жесткие, с неплохой боковой поддержкой.
На боевой лад настраивает и великолепный руль — небольшой по диаметру, оптимальный по сечению и расположению спиц. Показания синих циферблатов на приборной панели хорошо читаются.
В соответствии с последними веяниями в автомобильной моде, в HR-V масса места для всяких мелочей. Допустим, карманами во всех дверях и обилием подстаканников (два из них, выдвижные, отданы на откуп задним пассажирам) сегодня никого не удивишь. А вот два бардачка, расположенные один над другим, -решение редкое, но практичное.
Однако настоящим открытием для нас стала пепельница, выполненная в виде… ступы с крышкой.
Ступа эта может вставляться в любой из подстаканников, поближе к курящему, что также максимально облегчает ее использование. Ведь как часто пепельницы переполняются из-за того, что их неудобно каждый раз выковыривать из центральной консоли! Конечно, недочеты есть, но мелкие.
Например, вращающаяся ручка, переключающая скорости работы вентилятора, сделана слишком маленькой в угоду кнопкам кондиционера. А пользоваться ею приходится очень часто. Люк в крыше — устройство недешевое, но по нему сразу видно, что создателям машины экономия была не чужда: шторка люка, сдвижная в других машинах, здесь просто съемная, крепящаяся на пластиковых болтах.
По сравнению с трехдверной версией, база пятидверной машины увеличена на 10 см, что не преминуло сказаться на ощущениях задних пассажиров. Благодаря мягким спинкам передних сидений сзади могут комфортно разместиться даже высокие люди. Как такового заднего дивана на HR-V нет. Вместо него установлены два раздельных кресла с регулируемыми по углу наклона спинками и внушающими доверие подголовниками.
Спинки задних сидений складываются, освобождая место для крупногабаритной поклажи. В нормальном состоянии содержимое багажника скрыто полкой, а для дополнительного крепления вещей предусмотрены две сетки. Погрузочная высота уменьшена до минимума за счет того, что часть бампера поднимается вместе с пятой дверью. Под двумя фальшполами грузового отсека, ворсистым и пластиковым, спрятана узкая запаска-докатка.
В ДВИЖЕНИИ
Сразу оговоримся: трансмиссия привода HR-V не предназначена для штурма песчаных дюн, сугробов и болот. В штатных ситуациях это переднеприводной автомобиль и только при пробуксовке ведущих колес часть крутящего момента через многодисковое сцепление передается на задние колеса. И все — никаких самоблокирующихся дифференциалов и раздаточных коробок.
По технической документации дорожный клиренс составляет 190 мм, однако такая деталь, как низко посаженный под картером двигателя пластиковый фартук, пресекает желание безоглядно атаковать дорожные препятствия любого происхождения. В довершение всего, короткоходная подвеска провоцирует диагональное вывешивание колес, что может обездвижить машину в самый неподходящий момент. Так что любителям офф-роуда HR-V, скорее всего, не подойдет, зато осторожному водителю, которому в силу специфики нашего климата и наших же особенностей ведения дорожного хозяйства волей-неволей приходится сталкиваться с различными трудностями, возможностей автомобиля хватит с головой. Тем более что на дорогах с нестабильным покрытием на помощь приходит очень неплохой крутящий момент на низах.
Скромный по объему мотор сводит на нет все проблемы с троганьем с места и хорошо тянет на высших передачах уже с 1500 об/мин. Динамика разгона особо не впечатляет, но ведь всем известно, что чудес не бывает. При интенсивном ускорении передачи кажутся «растянутыми», что, однако, к самой коробке не имеет ни малейшего отношения — такую иллюзию создает двигатель, по-хондовски раскручивающийся аж до 7000 об/мин.
Поскольку набор оборотов происходит относительно спокойно и переключения передачи не требуется, то кажется, что во всем виновата трансмиссия. С другой стороны, благодаря этой особенности HR-V при неспешной езде не требовательна к моментам переключения передач.
Так, третью можно использовать в широчайшем диапазоне скоростей — от 20 до 110 км/ч и выше. А погасить скорость помогут эффективные тормозные механизмы, управляемые информативной педалью.
На дороге HR-V демонстрирует повадки приличного переднеприводного автомобиля. В критических поворотах машина с незначительным креном кузова норовит уйти наружу траектории, причем не пугающе резко, а совершенно ожидаемо. Приятно удивили незамедлительная и точная работа рулевого управления, а также курсовая устойчивость автомобиля как при движении на высоких скоростях по прямой, так и на виражах. Во всяком случае, характерных для внедорожников подруливаний здесь не требуется вообще. Но, как всегда, в бочку меда попадает капля дегтя.
В поворотах на рулевом колесе ощущается нехватка возвращающего действия, что на скользких участках заставляет идти наугад, а при быстром вращении «баранки», порой, не хватает производительности насоса гидроусилителя, в результате чего руль внезапно «дубеет».
Жесткая подвеска нивелирует мелкие дефекты дороги, но неровности покрупнее достаточно подробно передаются на кузов.
Самыми осведомленными о происходящем под колесами оказываются задние пассажиры -именно они переживают наибольшие вертикальные ускорения. Как мы говорили ранее, подвеска HR-V короткоходная, тем не менее она достаточно энергоемка, за счет чего оказывает достойное сопротивление даже глубоким ямам и трещинам.
Что касается шумоизоляции, то машину сложно назвать тихоней. В салон то и дело прорывается звук работающего на высоких оборотах двигателя, а на трассе к нему добавляются еще и аэродинамические шумы.
РЕЗЮМЕ
Так с чем же мы столкнулись? С агрессором, которому сплав качеств — управляемости, динамики, проходимости и вместительности -позволяет в повседневной жизни чувствовать себя как рыба в воде? Или с жертвой компромисса, «не дотягивающей» ни по одному из этих параметров — управляемости, динамики проходимости и вместительности — до лучших образцов? Мы выбираем первый вариант, поскольку в активе машины есть такие весомые аргументы, как стильный дизайн и разумная цена. Сегодня Honda HR-V в пятидверной модификации стоит от $24900.
Журнал «Колеса» [№10/2000]