Перекос кузова – это нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании кузова. Техническими условиями устанавливается следующая классификация перекосов кузова:
- перекос проема – боковой двери или ветрового окна, или заднего окна – это повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров проема;
- несложный перекос кузова – повреждение кузова с изменением сверх допустимых пределов геометрических параметров проема капота или крышки багажника (двери задка) без нарушения геометрии основания и каркаса кузова, дверных и оконных проемов, за исключением изменения зазоров дверей с передними или задними крыльями;
- перекос кузова средней сложности – одновременное нарушение геометрических параметров проема капота и крышки багажника (двери задка), или повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних или задних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса кузова (при отсутствии в конструкции автомобиля поперечины передней подвески типа 2108, 2110 – только для задних лонжеронов);
- сложный перекос кузова – одновременное нарушение сверх допустимого предела геометрических параметров передних и задних лонжеронов (кроме 2108, 2110) или повреждение кузова с нарушением геометрических параметров передних или задних лонжеронов и каркаса кузова (кроме 2108, 2110), или только передних лонжеронов для автомобилей, в конструкции которых отсутствует поперечина передней подвески (типа 2108, 2110);
- перекос кузова особой сложности – повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса кузова (кроме 2108, 2110), или только передних лонжеронов и каркаса кузова для автомобилей, в конструкции которых отсутствует поперечина передней подвески (типа 2108, 2110).
Перекос проема боковой двери; ветрового окна; заднего окна.
Несложный перекос кузова проема капота; проема крышки багажника; проема двери задка.
Перекос кузова средней сложности проема капота и крышки багажника; передних лонжеронов (кроме 2108,2110); задних лонжеронов.
Сложный перекос кузова передних и задних лонжеронов (кроме 2108,2110); передних лонжеронов и каркаса кузова (кроме 2108,2110); задних лонжеронов и каркаса кузова; передних лонжеронов для 2108,2110.
Перекос кузова особой сложности передних и задних лонжеронов и каркаса кузова, (кроме 2108, 2110); передних и задних лонжеронов 2108,2110; передних лонжеронов и каркаса кузова 2108, 2110.
Общие требования при устранении перекосов кузова
Автомобиль (кузов) на устранение перекоса должен быть чистым, со снятыми узлами и деталями, препятствующими проведению рихтовочных, сварочных и окрасочных работ. Правка и рихтовка лицевых панелей кузова производится после восстановления геометрии и формы основания и каркаса кузова. Устранение перекоса кузова производится как с лицевыми панелями, так и при отсоединенных панелях. Детали, которым нельзя вернуть их первоначальную форму и положение, целесообразно отсоединить до начала устранения перекоса кузова.
Необходимо соблюдать последовательность правки переходом от более жестких деталей к менее жестким. Сначала необходимо восстановить центральную часть кузова (салон). Выправленные участки зафиксировать жесткими растяжками, чтобы их положение не изменилось при дальнейшей правке сопряженных участков кузова. Затем произвести правку багажного отделения и моторного отсека. Далее восстанавливают резьбовые и крепежные детали кузова или заменяют их новыми.
Измерительные рамочные приспособления, устанавливаются на ремонтируемый кузов только для проверки параметров кузова. Проведение ремонтных воздействий на кузове (правка, вытяжка, рихтовка) с установленными рамочными приспособлениями не рекомендуется. Проверку геометрии рамочных приспособлений проводят на новых (годных) кузовах.
В простейших случаях для проверки выправляемых проемов дверей, капота, крышки багажника и окон используются сами навесные детали и технологические стекла. Для устранения перекосов проемов кузова используют механические или гидравлические растяжки.
Комплекты растяжек включают разнообразные упоры, захваты, удлинители и скобы для осуществления растягивающих и сжимающих усилий в проемах окон, дверей, капота и крышки багажника усилием до 3…5 тонносил (тс). Опорные части растяжек необходимо располагать на жестких элементах кузова или подкладывать деревянные брусья для рассредоточения нагрузки на кузове во избежание деформаций кузова под опорой растяжки. Для устранения несложных перекосов основания кузова можно использовать упрощенные универсальные стенды для вытяжки поврежденных элементов кузова с жестким закреплением кузова на стенде и расположением снаружи кузова силовых устройств типа БС-71.000 (Дозер),
БС-123.000 (Кобра), 67.21.015 для вытяжки деформированных деталей. Процесс вытяжки на этих стендах контролируется стандартным мерительным инструментом, рамочными приспособлениями или методом диагональных замеров. Стенды для правки кузовов позволяют производить приложение нагрузки для правки кузова под любым углом (от 0 до 360 градусов) к продольной оси кузова. Конструкция силовых устройств, в свою очередь, позволяет изменять направление усилия вытяжки от горизонтального до вертикального. Для устранения более сложных перекосов основания и каркаса кузова используют высокопроизводительные универсальные стенды различных конструкций, создающие усилия растяжки до 10 тс и более и оснащенные измерительными системами, позволяющими одновременно с вытяжкой следить за параметрами выправляемой части кузова. По требованиям безопасности, в целях сохранения первоначальной жесткости кузова, недопустимо дополнительное усиление или ослабление конструкции передней или задней частей кузова в процессе его ремонта.
Варианты комплектации винтовых растяжек удлинителями, струбцинами и упорами для устранения перекосов в проемах кузова.
Силовые устройства для устранения перекосов проемов кузова: а); б); в) — гидравлические;
г) — на базе домкрата.
Установка упоров, захватов, скоб и удлинителей при правке проемов кузова.
Устройство для правки кузовов БС-71.000:
- — силовой рычаг;
- — гидроцилиндр;
- — упор;
- — поперечина;
- — неповоротное колесо;
- — упорный кронштейн;
- — силовая балка;
- — колесо поворотное;
- — насос.
Общий вид универсального стенда для правки кузовов легковых автомобилей (миниробот), модель 67.21.015:
- — рама;
- — захват;
- — силовая стойка;
- — гидроцилиндр;
- — продольная балка;
- — стяжка;
- — ручной насос;
- — балка соединительная.
Общий вид устройства для правки кузовов БС-124.000 со стендом БС-123.000:
- — силовой рычаг;
- — гидроцилиндр;
- — поворотная балка;
- — зажим;
- — балка;
- — клин;
- — насос;
- — серьга;
- …11 — стропы; 12…15 — зажимы.
Авторобот «1 супер SF» с измерительной системой
Стенд универсальный для правки кузовов автомобилей ВАЗ (чертеж 67.50.010):
- — силовое устройство двойного действия с наборами захватов БС-242.000;
- — стенд; 67.50.010 с наборами отвесов;
- — силовое устройство БС-245.000;
- — комплект оснастки 67.61.005.