Пример установки бортового компьютера на Хонда CR-V. УСТАНАВЛИВАЕМ БОРТКОМПЬЮТЕР
Выпускается куча БК для нашемарок. Все они подключаются к диагностическому разъему через К-линию. В CR-V тоже есть диагностический разъем. Однако, даже для одной и той же ВА2115 существует несколько модификаций блоков управления двигателем и, соответственно, несколько вариантов БК одной и той же фирмы. Так что у меня лично возникли сомнения, что такой БК может что-нибудь показать в CR-V. Стал искать универсальные. Поиск по интернету дал два — carset и multi-set.
Долго читал все, что написано на этих сайтах. Основные функции схожи. Оба подключаются к датчику скорости и одной из форсунок. Оба имеют часы, умеют мерять расход в литрах/час или литрах/100км (в движении), обороты двигателя, скорость автомобиля, вести дневник поездки. Так что выбор может быть сделан только на основе второстепенных различий, некоторые из которых для меня оказались важными при выборе и которые я свел в таблицу:
Параметр | CARSET | MULTI-SET | Примечание |
---|---|---|---|
Цена | 2950р+350р за датчик температуры | 2000р | |
Готовый корпус | Нет | Да | Корпус MULTI-SET напоминает по фотографиям автомобильный градусник или постронний тахометр. Лично мне это не понравилось. |
Рассчитан на встраивание вместо штатных часов или заглушек | Да | Нет | Мне не захотелось, чтобы была некая нашлепка в дополнение к штатным приборам |
Отображение информации | Точечный 2-х строчный дисплей, надписи по русски | Сегментный индикатор | |
Измерение температуры выносным датчиком | Да | Нет | |
Возможности аналитической диагностики состояния автомобиля | Нет | Да | По материалам на сайте MULTI-SET выходит, что БК умеет показывать не только расход, но и делать вывод о том, увеличился ли он по сравнению со стандартным (т.е. не прибавляют ли мозги бензуса, например, из-за мороза). Еще MULTISET умеет делать выводы о загрязненности форсунок по форме импульсов, возникающих в катушках форсунки при отпускании клапана. Кроме этого, он как то может рассчитывать еще кучу параметров. |
В общем я выбрал CARSET. Я подумал, что для меня лучше встраиваемый БК, который цивильно и красиво покажет только то, что мне необходимо. А аналитику я лучше буду делать сам по мере необходимости, опираясь на ноутбук и k-l-line адаптер. БК CARSET выпускаются под различные автомобили. Насколько я понял, разница лишь в надписи, появлющейся при включении, в цвете экрана (зеленый/беклый) и в расстоянии между кнопочками. Возможно, к некоторым дают некую мордочку, позволяющую его сразу вставить в автомобиль. Соответственно, меняется и цена — от 2950 до 3950.
Т.к. для CR-V 1 поколения сразу готового БК не было, решил взять самый недорогой, например, для HYUNDAI SANTA FE. Мне было предложено запрограммировать (поменять) появляющуюся при включении надпись на «HONDA CR-V», на что я согласился. Это обошлось папаше Дорсету в лишних 100р 8-). В итоге мне привезли коробочку, в которой обнаружились инструкции по установке, эксплуатации, сам БК, стеклышко для мордочки, датчик температуры и соединительные провода.
Для установки БК нужно снять и разобрать часы. Для этого снимаем центральную решетку вентиляции с закрепленными на ней часами и кнопкой аварийной остановки. Снятие решетки нужно начинать с нижней кромки, которая держится за торпедо 4-я упругими металлическими фиксаторами. Понадобится плоская отвертка среднего размера. Вставляем отвертку под левый воздуховод, приподнимаем решетку вверх и низ тянем на себя. Как только низ чуть вышел, вставляем отвертку под правый воздуховод, приподнимаем и опять тянем на себя.
Главное не торопится и не стараться вытянуть воздуховод полностью, как только вышел один угол, а то металлические фиксаторы пососкакивают со со своих мест и попрячутся в недрах приборной панели. Придется ее разбирать. Открутив 4 самореза, снимаем часы и располовиниваем их. Сами часы прикреплены к задней стенке, нам же нужна только мордочка и пластмассовые удлиннители кнопок.
Индикаторы штатных часов очень яркие и стекло на мордочке очень темное, сквозь него БК не видно. Поэтому его нужно снять. Стекло прикреплено по углам. В самом стекле отверстия, а на мордочке — пластиковые штырьки, на которые и надето стекло. Штырьки на кончиках подплавлены. Подплавленности удаляем ножиком и стекло снимаем — вдруг часы обратно когда-нибудь понадобятся. А стоят они ого-го — $180! Новое стело можно изготовить из коробочки компакт-диска или магнитофонной кассеты. Я прикрепил его путем приваривания к мордочке паяльником и по бокам еще закрепил хлодной сваркой.
Средняя кнопка БК находится ровно напротив штатной средней кнопки. А вот крайние кнопки стоят поуже. К тому же штатные удлиннители кнопок не достают до кнопок БК. Поэтому понадобятся удлиннители-раширители штатных удлиннителей кнопок (кошмар, сколько удлиннителей 8-)). Их проще всего изготовить из твердой резины, которую можно добыть, например, из резинового шпателя для кузовных работ. Отрезаем от задней части шпателя полосу толщиной 8мм. Сам шпатель тощиной 1 см. От полосы отрезаем куски по 8мм. Получаются брусочки резины 8х8х10 мм. В центра каждого брусочка сверлим углубление диаметром 6мм, глубиной где-то 5мм. так, чтобы хвостовик пластмассового удлиннителя кнопки плотно целиком вошел в брусок. Вот так:
Вставляем комбинированные удлинители в мордочку и примеряем компьютер. Удлиннители погдоняем по месту острым ножом (например, канцелярским) и обтачивая на грубой шкурке. Получается вот как-то так
Теперь нужно закрепить БК на мордочке. Я решил его просто привязать проволокой. Для чего поделал еще несколько отверстий в БК и отверстия в боках мордочки. Получилась вот так
Теперь прикручиваем БК к воздуховоду и залепляем с обратной стороны малярным скотчем, чтобы пыль не попадала.
«+» и «-» подключаем к разъему часов, а остальные провода проводим в моторный отсек через заглушку за вентилятором печки. Синий провод подключаем к бело-синему проводу датчика скорости на коробке (для облегчения доступа лучше снять гофротрубу от корпуса воздушного фильтра до корпуса дроссельной заслонки), белый — к импульсному проводу любой форсунки (для облегчения доступа лучше снять резонатор впуска).
Датчик температуры я разместил внутри всасывающей трубы до фильтра (вход в правом переднем углу мотоотсека). Теперь при работе двигателя БК будет показывать Т всасываемого воздуха. Т.к. поток большой и постоянный, то это, думаю, будет практически температура наружного воздуха. Теперь остается скорректировать показания расхода БК по двум контрольным заправкам на одной и той же АЗС на одной и той же колонке, и все дела.
Показания БК в яркую погоду просто видны. В остальных случаях видны очень хорошо. Кнопками тоже довольно удобно пользоваться.
Отчет:
2 недели эксплуатации борткомпьютера на HONDA CR-V АКПП 2001г из Америки после внесения корректировок по расходу бензина (между 2-я контрольными заправками «до полного» на одной и той же колонке на одной и той же АЗС «ЛУКОЙЛ» по дороге в аэропорт «Домодедово») и пробегу показали:
- Компьютер весьма точен. При пробегах в 400-500 км точность совпадения одометров 100-200м. Количество бензина при заправке до полного (около 50 литров) совпадает до 0.2л на заправках «ЛУКОЙЛ» по дороге в аэропорт «Домодедово» и на въезде в г.Домодедово со стороны области. Измерение скоростей вплоть до 1-2 км/ч.
- На двух вышеназванных заправках «ЛУКОЙЛ» либо не воруют, либо воруют поразительно одинаково.
- Средний расход 92го бензина за отчетный период составил 10.5 л/100 км.
- При разгоне с 30 км/ч на ровной дороге условно на 4-й передаче (очень печально) мгновенный расход не превышает 15л. На 3-й — 20-25, на 2-й — 40-50. За номер передачи не ручаюсь (АКПП). Точнее сказать так: «разгон на той же передаче, на передачу ниже, на 2 передачи ниже). Равномерное движение по населенному пункту около 40 км/ч — расход 10-15. Равномерное по трассе 120 км/ч (гидротрансформатор блокирован) 4-6 под уклон, 8-9 по ровной, 10-15 в подъем. Торможение двигателем (расход падает до 0) может происходить только на скоростях выше 40 км/ч.
Расход на холостом ходу на стоячей машине:
- после холодного пуска сразу — 4 л/ч, уже через пару сек. падает до 3л;
- после полного прогрева, все потребители выключены, АКПП — Р или N — 0.9-1.1 л/ч.
- после полного прогрева, включен вентилятор печки и фары — 1.2
- после полного прогрева, включен вентилятор печки и фары, АКПП-D, тормоз (типа на светофоре) — 1.4-1.6