Определение укомплектованности машины SRS

На автомобиле с подушками безопасности обязательно должны быть обозначения на всех элементах системы — это требование Правил ЕЭК ООН.

Рельефные надписи “air bag” и (или) “SRS” делают непосредственно около подушки — на ступице рулевого колеса (фото 2), панели приборов, на боковой поверхности спинки переднего сиденья (рис. 4), над дверными проемами. Предупредительные надписи (или этикетки) часто располагают на противосолнечных козырьках (фото 3), торце панели приборов или в перчаточном ящике — “бардачке”.

alt

Фото 2. Размещение надписей (а и б), обозначающих место расположения фронтальной подушки в ступице рулевого колеса.

alt

Фото 3. Расположение предупреждающих надписей на противосолнечных козырьках: а — с лицевой стороны – указание о наличии подушек; б — с обратной – предупреждения.

alt
Рис. 4. Предупреждающая надпись на боковине спинки переднего сидения. Рис. 5. Этикетка, запрещающая ставить на переднее сиденье детское кресло, в котором ребенок сидит лицом назад.

Кроме того, в автомобиле с подушкой для переднего пассажира на видном месте наклеивают метку (рис. 5), запрещающую закреплять на этом сиденье детское кресло, обращенное назад (см. ниже). Иногда дополнительно на торце панели приборов или на передней стойке располагают кнопку отключения этой подушки. В комбинации приборов есть сигнализатор (фото 4). При включении зажигания он загорается на 5-7 с (на некоторых автомобилях — мигает) и, если система исправна, гаснет.

alt
Фото 4. Сигнализатор системы в комбинации приборов (а и б).

Дополнительный признак боковых подушек в сиденьях — обозначение (рис. 6) на ярлыке, пришитом к ленте ремней безопасности.

alt

Рис. 6. Обозначение ремня безопасности, устанавливаемого на сиденьях с боковыми подушками: ремень — часть удерживающей системы (z), с креплением в трех точках (А), снабженный устройством поглощения энергии (е), оборудованный втягивающим устройством типа 4 (r4), обладающим множественной чувствительностью (m), с преднатяжителем (p) и в отношении которого выдано официальное утверждение на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 16 (поправка 04) по типу конструкции под номером 042439. Узнать, как и на какие (с каких сторон) удары реагирует SRS, можно только из руководства по эксплуатации автомобиля.

Признаки сработавшей или неисправной SRS

  • Рваные детали интерьера салона, за которыми могут быть подушки (их заклеивают, но следы, как правило, заметны);
  • Разошедшиеся (или явно небрежные, восстановленные) швы обивки по наружным краям сидений;
  • Различия рулевого колеса, сидений, декоративных деталей по цвету, тону, степени износа с общим стилем и состоянием интерьера;
  • Сигнализатор не гаснет через 5-7 с после включения или загорается во время движения. Если он не горит при включении зажигания, возможно, его отключили вовсе, чтобы скрыть неисправность.

Эксплуатация автомобиля с системой SPS

Система надежна и ухода не требует. Особых мер предосторожности при эксплуатации машины, оборудованной подушками безопасности, нет. Например, они не реагируют на отключение аккумулятора, излучения от проводов высоковольтных линий электропередач и другие электромагнитные помехи, выдерживают нагрев около 90°С, охлаждение до –30°С и даже случайные удары по ступице рулевого колеса. Тем не менее, нужно выполнять следующие рекомендации. Темные элементы интерьера прямые лучи солнца иногда нагревают выше 90°С. Подушка может самопроизвольно раскрыться, поэтому лучше не оставлять машину в таком месте или накрыть панель светлой тканью, либо поставить ширму за стеклом.

Чтобы эффективность системы SRS при аварии была максимальной: водитель должен правильно сидеть за рулем6; пассажиру в поездке на переднем сиденье нужно отодвинуть его назад так, чтобы стопы ног, слегка согнутых в коленях, стояли на наклонной части пола. Не надо близко наклоняться к панели приборов или, наоборот, откидывать спинку кресла в “спальное” положение. Ее оптимальный наклон — 25° к вертикали. При осложнении дорожной ситуации (желательно, чтобы водитель предупредил об этом) лучше плотнее усесться на сиденье, поправить ремни, взяться руками за поручни и упереться ногами в пол; ремни безопасности нужно правильно отрегулировать7 и обязательно ими пристегиваться.

Детское кресло, в котором ребенок сидит лицом назад, нельзя ставить на переднее пассажирское сиденье, если перед ним есть неотключенная подушка. Она может травмировать малыша, придавив его к спинке взрослого сиденья. На панели приборов, ветровом стекле (в зоне расположения подушек) и ступице рулевого колеса не должны лежать или быть закреплены посторонние предметы (устройства) — освежители воздуха, украшения, нештатные кронштейны или декоративные надписи, эмблемы и т.п. Они могут помешать правильному раскрытию подушки или полетят в людей.

Чтобы боковая подушка в сиденье сработала правильно: нужно сидеть так, чтобы руки, ноги или лицо не находились рядом с местом ее расположения; нельзя опираться на дверь всем телом, а задним пассажирам и детям — держаться за боковую часть спинки переднего сиденья; не надо надевать чехлы на сиденья и класть рядом с ними вещи (например, зонт между подушкой и дверью) или вешать плотную одежду. После срабатывания пиротехнического газогенератора детали модуля подушки будут горячими и могут обжечь. Лучше не трогать их руками. Но сама оболочка будет холоднее 60°С — это безопасно.

Любые работы (например, с электрооборудованием), которые могут повлиять на состояние SRS или спровоцировать самопроизвольное срабатывание системы, а также ее диагностику, нужно делать только на СТО. Причем такой, где есть мастера, знающие особенности SRS вашего автомобиля — представители фирмы-изготовителя подушек8 или аттестованные ею специалисты. Систему проверяют, подключив к ее блоку управления специальную аппаратуру. При этом можно не только определить состояние SRS, но и то, что она срабатывала ранее, т.е. машина могла побывать в аварии. Диагностировать систему на СТО нужно, когда сигнализатор не горит при включении зажигания, не гаснет через 5-7 с после включения или загорается во время движения. Кроме того, многие изготовители автомобилей обязывают проверять ее каждые 10 лет.

После регулировки углов установки колес иногда переставляют рулевое колесо, чтобы его спицы стали горизонтальными. При этом необходимо проконтролировать правильность положения электрических проводов (контактов) подушки, чтобы при поворотах руля они не разрушились. Самопроизвольное срабатывание SRS в исправном автомобиле маловероятно. Но производственный брак или неквалифицированное обслуживание полностью исключить нельзя, и к этому нужно быть готовым. Хотя, если человек соблюдает основные правила (п.п. 1-5), ничего опасного не произойдет: по лицу подушка не ударит — не достанет, она рассчитана на встречное перемещение груди (около 300 мм) и головы человека (еще примерно столько же) во время столкновения, а при самопроизвольном раскрытии оболочки он неподвижен относительно автомобиля; видимость будет ограничена незначительно и недолго — размер подушки водителя лишь немного больше диаметра рулевого колеса и она сразу начинает сдуваться.

Кроме того, ее можно смять или сдвинуть в сторону рукой; избыточное давление в салоне, даже если раскроются две 80-литровые подушки, будет около 0,04 атм и для человека не опасно; шум и дым, сопровождающие штатное срабатывание системы, уже не важны. Но при самопроизвольном раскрытии подушек в движении, даже если внезапный громкий звук испугал водителя, не нужно резко тормозить или поворачивать руль в сторону. Лучше поступить, как предписывают Правила дорожного движения при ослеплении дальним светом фар встречной машины (п. 19.2) — включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, плавно снизить скорость и остановить автомобиль. Впрочем, уровень шума не превысит 130 дБ. Это сравнительно немного — даже инструкции к новогодним хлопушкам обязывают предупреждать окружающих о взрыве, только если его звук громче 150 дБ. Дым тоже неопасен — это не признак пожара.

Система SRS — одноразовая………….После срабатывания модуль подушки надо заменить!

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *