Этот рассказ хотелось бы начать с описания случая, произошедшего примерно год назад. К нам в авторемонт приехал клиент, который жаловался, что у его автомобиля слишком большой расход топлива. Сравнительно новая машина, «Toyota Camry» с двухлитровым двигателем 3S-FE и автоматической коробкой передач, по словам хозяина, «ела» слишком много, около 12 литров в городе. Что-то ему подкрутили, что-то измерили — вроде бы все нормально. Через неделю этот клиент снова у нас: «Расход не уменьшился, даже еще хуже стало». Хорошо.
Еще что-то заменили, что-то проверили и снова отправили машину. Но когда эта же машина пришла к нам то ли в четвертый, то ли в пятый раз, я сказал владельцу: «Давайте вечером я с вами покатаюсь и посмотрю». Вечером, после работы, мы берем пустую канистру, садимся в его машину и едем на автозаправку, ту, что на фуникулере. На заправочной станции заливаем полный бак и полную канистру, после чего подъезжаем к троллейбусной остановке (там ровное место) и из канистры через воронку доливаем бак под самый срез горловины. После такой заправки я сажусь за руль, обнуляю показания счетчика суточного пробега, и мы едем на Шамору. Лето, теплый вечер, около десяти часов, еще светло. Ёто чтобы вы представили, сколько в это время машин на улицах. Надо сказать, ехал я очень экономно. На педаль газа больше половины вообще не давил, педалью тормоза старался не пользоваться, т.к. заранее сбрасывал газ; стекла чуть приоткрыты, кондиционер выключен.
И едем исключительно по правилам. Написано «40» — едем 40 км/час, написано «60» — плавно разгоняемся до шестидесяти и едем 60 км/час. Нервируя всех водителей своей правильной ездой, доехали мы таким образом до перевала, на Шамору спускаться не стали, т.к. уже начало темнеть, включили фары — и обратно. Так же плавно, размерено, так же нервируя всех. Доехали до «отправной точки», т.е. до троллейбусной остановки на фуникулере, поставили машину точно на то же место, с которого отправлялись в путешествие, и, открыв крышку бензобака стали доливать бензин. Но не прямо из канистры, а через мерную емкость — пластиковую бутылку с воронкой. И опять точно до среза горловины. После этого, зная пробег машины и количество сожженного бензина, с помощью калькулятора вычислили расход топлива на 100 км.
Когда владелец «прожорливой» УCamryФ увидел, что во время нашей поездки расход топлива у его машины составил около 7,2 л (а это, в общем-то, по городу), он долго хлопал глазами, пересчитывал заново и, извинившись, больше у нас в авторемонте не появлялся. Мы в бригаде и сами удивились такой цифре, но, повторяю, ехал я очень плавно, руль на повороте старался излишне резко не поворачивать и почти не пользовался тормозами. А кроме того, нам повезло: в «пробке» мы не стояли. Всем, кто спрашивает, каким должен быть расход топлива у той или иной модели автомобиля, мы отвечаем, пожимая плечами: «Не знаем. Как ездить будете». Например, когда я еду в Находку один (Nissan Maxima VG20-ET), то сжигаю полбака, если судить по указателю уровня топлива на щитке приборов. Возвращаюсь обратно с семьей, с любимыми животными и картошкой (машина полностью загружена) — сжигаю четверть бака. Но как я еду «туда» (стрелка тахометра постоянно пляшет около красной черты) и как «обратно» (не спеша разгоняешься аж до 80 км/час и «пилишь» себе потихоньку часа три)!
Итак, у вас возникло подозрение, что ваша технически, в общем-то, исправная машина, слишком «прожорлива». Первое, что нужно сделать, это заменить воздушный фильтр и проконтролировать положение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка находится ниже середины, ни о какой экономии топлива не может быть и речи, такие показания — уже повод для обращения в авторемонт, особенно это касается бензиновых двигателей с впрыском топлива и дизельных двигателей. После этого, руководствуясь изложенными ниже соображениями, следует изменить порядок заправки автомобиля, хотя бы на месяц. Счетчики бензина на колонках, отсчитывающие вам какое-то количество бензина, имеют погрешность, которая, помимо всего прочего, зависит от количества просчитываемого топлива. Поскольку все автозаправочные станции периодически контролируются специальными инспекциями, то механики, во избежание недоразумений, регулируют показания счетчиков таким образом, чтобы малые объемы топлива обсчитывались «по нулям». Ёто значит, что приедет инспектор с мерной емкостью, ему нальют по счетчику 10 литров, он проверит, так ли это, и все довольны: недолива нет, если и есть, то весьма незначительный, а может быть даже небольшой перелив.
Если бы отмеряли 30, 40 литров, картина была бы не столь радостной. Но кто же будет возиться с мерной емкостью объемом 40 литров? Вот и складывается ситуация, когда заправочная колонка маленькие объемы отпускает правильно, а большие — с недоливом. Об этом писалось в журнале «За рулем», мы проверяли этот факт на приморских заправочных станциях. Все сходится: залив три раза по 10 литров, проезжаешь примерно столько же, сколько проехал бы, залив 40 литров сразу. Допустим, вы проделали все, что предложено выше, но расход топлива вас все равно не устраивает. Тогда следует заехать в центр инструментального контроля и замерить содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах в режиме холостого хода, при 2000 об/мин и при 3000 об/мин (примерно). Ёто нужно для того, чтобы определить, виноват в перерасходе топлива двигатель или нет. Уровень содержания СО в режиме холостого хода должен быть около 0,1% (указано на табличке под капотом), а при оборотах — в два раза больше, чем значение уровня СО на холостом ходу.
Если это не так, то следует обратиться к специалистам, так как, судя по всему, существуют какие-то проблемы с двигателем или его системами управления. Если же уровень СО в норме или меньше нормы, причину повышенного расхода топлива ищите в другом. Это могут быть плохо накачанные колеса (однажды приехал УNissan SafariФ с жалобами на перерасход, а давление в колесах у него было около 0,5 кг/см2), подклинивание тормозов, «дырка» в топливной системе, плохая аэродинамика и т.д. Если у вас машина с коробкой-автоматом, то запомните, сколько оборотов показывает тахометр при скорости 100 км/час, и с этой информацией обратитесь к специалистам, может быть, у вас не включается повышенная передача (O/D).
Теперь о том, как избежать большого расхода топлива на исправном автомобиле.
- не покупайте тяжелый автомобиль. известно, что каждые 500 кг веса вашей машины потребляют примерно 700 литров бензина в год (при норме пробега 20 тыс. км в год). ёто значит, что если ваш автомобиль весит 1000 кг, вы сожжете за год около 1400 литров топлива, если он весит 1500 кг — 2100 литров и т.д.
- регулярно обслуживайте автомобиль. исправный, но разрегулированный автомобиль потребляет топлива на 10% больше.
- следите за давлением в колесах. более 2/3 автомобилистов ездят на колесах с заниженным давлением, в то время как известно, что снижение давления с 2,0 кг/см2 до 1,5 кг/см2 ведет к перерасходу топлива примерно на 3%. измерять величину давления в колесах следует в холодном их состоянии. даже после небольшого пробега давление в колесах повышается.
- следите за правильной регулировкой колес («развал-схождение»).
- не возите в машине лишний груз. каждые 50 кг груза вызывают перерасход топлива примерно на 2%.
- включенный кондиционер увеличивает расход топлива примерно на 10%.
- открытые стекла при скорости автомобиля свыше 50 км/час также приводят к перерасходу топлива. величина перерасхода зависит от того, насколько эти стекла приоткрыты и какова скорость автомобиля.
- каждое торможение предполагает последующий разгон, что, в свою очередь, вызывает повышенный расход топлива. если вы видите, что через две-три машины впереди зажглись «стопы» — уберите ногу с педали акселератора.
- не держите ногу на педали тормоза во время движения.
- не удерживайте автомобиль на склоне с помощью педалей сцепления и акселератора. для этой цели есть ручной тормоз.
- избегайте поездок в часы пик.
- лучше ехать медленно и плавно, чем резко трогаться и тормозить. особенно часто эта ошибка заметна у водителей в «пробках», где они придерживаются принципа: «главное, никого не пропустить вперед себя».
- полностью не прогревайте двигатель по утрам. как только стрелка указателя температуры сдвинулась с места, можно ехать. но педаль газа при этом надо нажимать как можно меньше, до тех пор, пока двигатель полностью не прогреется.
- правильно выбирайте передачу. на повышенной передаче, если вы полностью утопите педаль газа, нормального разгона не получится, а перерасход — пожалуйста. и как только разогнались, сразу же выключайте повышенную передачу.
- не гоните. для автомобилей 80-х годов расход топлива при 110 км/час на 25% больше, чем при 90 км/час.
- при остановке более чем на минуту глушите двигатель.
- чем резче вы нажимаете на педаль газа, тем больше у вас будет расход топлива.
- помните! любое снижение мощности двигателя тут же вызывает перерасход топлива.
За многие годы ремонта японских автомобилей нам неоднократно приходилось устранять перерасход топлива в японских автомобилях. причины этого перерасхода были, конечно, различными и здесь мы приводим наиболее часто встречаемые.
Неисправности, вызывающие перерасход топлива у машин впрыском топлива.
- — снижена по какой-то причине мощность двигателя.
- — неисправен датчик кислорода или его цепи.
- — неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи
- — двигатель не прогревается до рабочей температуры.
- — неисправна система опережения зажигания.
- — неисправен датчик расхода воздуха или его цепи.
- — неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь
- — подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холдного пуска, если она есть).
- — засорен воздушный фильтр.
- — слабая искра зажигания.
- — неисправна система наддува.
- — неправильно установлены метки привода газораспределения.
- — неисправна система контроля давления во впускном коллектор
- — неправильное давление бензина.
- — не отрегулированы клапанные зазоры.
- — плохой накат (например из-за спущенных колес).
- — неисправна гидромуфта (у машин с «автоматом»).
- — неправильная работа автоматической коробки передач.
- — несправен ведущий мост.
Неисправности, вызывающие перерасход топлива у дизельных машин.
- — снижена мощность двигателя.
- — неисправны форсунки.
- — недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха.
- — неправильное опережение впрыска.
- — двигатель не прогревается до рабочей температуры.
- — неправильная работа систем снижения токсичности.