1. Теория. Как должны светить фары у автомобилей, двигающихся по дорогам России, указано в ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», в разделе 4.3. Если простыми словами, должна освещаться дорога и обочина. Японские автомобили так и делают, проблема в том, что в Японии обочина с другой стороны.
Так как изменить движение в Японии на правостороннее мы, к сожалению, не в силах, задача состоит в изменении формы светового пучка. Счастливые обладатели фар с лампочками типа H4 (со шторкой) могут просто повернуть эти лампы на 30 градусов. Далее описан один из способов решения проблемы для не менее счастливых обладателей «хрустальных» фар.
Сразу оговорюсь, что свет по ГОСТу сделать не получится. Форма светового пучка у «хрустальных» фар формируется отражателем. Регулировочными винтами можно вывернуть фару вниз и вправо, но форму пучка это не изменит. Поэтому, не меняя формы самого отражателя, можно лишь затенить некоторые области, но никак не добавить новые. Иными словами, закос света налево мы уберем, сделав верхнюю границу пучка горизонтальной, а вот наклон в обратную сторону сделать не получится. Однако, горизонтального пучка мне оказалось достаточно для прохождения техосмотра. Да и водителей встречных машин уже не слепим, что, безусловно, хорошо.
И еще — строго говоря, внесение изменений в конструкцию фар запрещено. Интересующиеся могут почитать «Основные положения по допуску транспортных средств…», раздел «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», обратив внимание на пункт 3.1. При этом, запретить эксплуатацию транспортного средства могут, согласно «Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения…», в любой момент (пункт 14.3.3).
2. Практика
Собственно, задача состоит в том, чтобы определить на отражателе сектора, которые нужно затенить, и рассчитать геометрию и положение шторки. Переделка ничем не отличается от «ноу-хау» Дмитрия Маркова. Разве что, за отсутствием трансформаторной жести, использовалась банка из-под сгущенного молока, которое пользуется у некоторых членов семьи большой популярностью. И крепится конструкция иным способом.
Из жести вырезается шторка с лепестками, лепестки оборачиваются вокруг цоколя лампы и закрепляются. При этом надо постараться, чтобы шторка не была слишком близко к лампе, во избежание излишнего перегрева. Фары переделывались для автомобилей двух марок: «Toyota Vista Ardeo» и «Nissan Wingroad» в кузове WFY-11 с прямоугольными фарами. Обе машины не имеют леворулевых аналогов.
2.1. Nissan Wingroad
У Винга было сделано около пяти вариантов шторок, пока результат не удовлетворил. Отражатели фар имеют довольно сложную, к тому же несимметричную форму. Идеальная шторка, которая затенят все, что нужно, и при этом ничего лишнего, должна быть не менее сложной формы. Но мы не конструкторское бюро, поэтому остановились на простой трапеции.
Первый вариант шторки затенял сектор, подкрашенный на рисунке желтым цветом. Но этого оказалось недостаточно. После нескольких итераций выяснилось, что и зеленый сектор также нужно закрыть. Таким образом, шторка становилась все шире и шире, попутно принимая коническую форму.
Лепестки шторки заворачиваются вокруг друг друга в виде замка. Буквы «ICHICON…» на цоколе лампы, судя по всему, у всех таких же ламп расположены в одном и том же месте, поэтому выкладываю фотографию, где можно определить положение шторки.
Маленький технический совет: когда вытащите лампу, наденьте на нее бумажный презерватив (оберните бумагой), чтобы можно было спокойно с ней работать. Заляпанная руками лампа долго не прослужит.
В итоге, получили форму пучка, горизонтальную по верхней границе. Что и требовалось. На фотографии левая фара переделана, правая — нет. Результат налицо.
2.2. Toyota Vista Ardeo
Для владельцев автомобиля этой марки задача переделки фар значительно проще, нежели у винговодов. Дело в том, что, во-первых, фары дальнего и ближнего света разнесены, и мы не рискуем испортить дальний свет, а во-вторых, отражатель фары ближнего света представляет собой практически правильную полусферу. Как следствие, шторка имеет прямоугольную форму и ширина ее всего около 5 мм.
Если посмотреть на правую фотографию, то хорошо видно заготовку для шторки на вторую лампочку. Результат такой же, как у Винга. Всем удачи на дорогах.