Депутаты против возмещения в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба

Депутаты против возмещения в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба из-за ненадлежащего содержания территорий

Комитет Госдумы по финансовому рынку не рекомендовал парламенту принимать законопроект, который позволяет гражданам в рамках ОСАГО возмещать вред, нанесенный их транспортным средствам из-за некачественных дорог, падения сосулек или деревьев. В правительстве РФ считают, что подобное расширение автогражданки привело бы к удорожанию полисов. Эксперты признают, что взыскать компенсацию с дорожников и коммунальщиков автовладельцам сейчас крайне сложно, и, ссылаясь на зарубежный опыт, призывают обязать эти структуры страховать свою ответственность перед третьими лицами.

Поправки к закону об ОСАГО депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР) внес в парламент в конце 2023 года. Он предложил наделить автовладельцев правом предъявлять страховщикам требование о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу в результате незаконных «действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса».

Сейчас, напомним, ОСАГО покрывает ущерб только в рамках ДТП. Автомобили часто получают повреждения из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия (ям и выбоин), неубранного снега, падения сосулек с крыш и не спиленных вовремя гнилых деревьев, пояснял Ярослав Нилов в материалах к законопроекту. «Даже в случае признания госорганами и обслуживающими организациями вины в причинении вреда автовладельцы вынуждены самостоятельно нести бремя по взысканию в судебном порядке»,— отмечает он. Среднее время рассмотрения судебных дел, по данным депутата, составляет почти девять месяцев. Но даже если решение принято в пользу автовладельца, его еще нужно исполнить — часто это происходит в принудительном порядке, и исполнительное производство может затянуться на годы, продолжает он. В начале февраля 2024 года, к примеру, Калининский районный суд Санкт-Петербурга взыскал с компании, которая отвечает за содержание придомовой территории, 278 тыс. руб. в качестве компенсации ремонта машины, на которую упало дерево, а также расходы на адвоката и госпошлину. При этом сам инцидент произошел в октябре 2022 года.

Для установления обстоятельств инцидентов господин Нилов предложил проводить независимую техническую экспертизу, описав соответствующий механизм в законе. Страховая компания, в свою очередь, сможет предъявить регрессный иск к госорганам или коммунальным службам, причинившим вред.

Отчетность ГИБДД содержит лишь общие данные о ДТП с неудовлетворительными дорожными условиями, на месте которых были выявлены различные нарушения содержания покрытия, знаков, разметки, барьеров. В 2023 году на федеральных дорогах произошло 1,5 тыс. таких аварий (-5,3% к 2022 году), на региональных и межмуниципальных — 6,8 тыс. (+7%), местных — 31,2 тыс. (+2,1%). Отдельной статистики по транспортным средствам, поврежденным деревьями, не ведется, но риск, как правило, увеличивается во время ураганов: по оценкам общества «Синие ведерки», ежегодно фиксируется примерно 1,5 тыс. случаев повреждения автомобилей упавшими деревьями.

Думский комитет по финансовому рынку, где вчера рассматривался законопроект, поправки не поддержал, рекомендовав парламенту не принимать их. Правительство России в своем заключении указало на то, что предложенная схема, во-первых, не относится к регулированию закона об ОСАГО, а во-вторых, приведет к росту страховой премии (по данным на конец года, она составила 7,8 тыс. руб.), но почему — не пояснило. Как следствие, вырастет финансовая нагрузка на госорганы в рамках трат на страхование служебных автомобилей, считают в Белом доме. Чиновники также напомнили, что аналогичный законопроект ЛДПР вносила в 2021 году, и уже тогда он был отклонен: «Актуальность предлагаемого регулирования не усматривается».

В Российском союзе автостраховщиков поддержали позицию комитета и правительства. «По договору ОСАГО возмещается вред, причиненный водителем третьим лицам,— пояснили в организации.— Повреждение автомобиля в результате недостатков дороги к таким рискам отнести никак нельзя. Теоретически такие риски могли бы быть покрыты при помощи нового вида страхования ответственности коммунальных и дорожно-строительных служб. Однако необходимо учитывать, что такое страхование вызовет дополнительную нагрузку на муниципальные и региональные бюджеты».

Сегодня, если ГИБДД указывает, что ДТП произошло из-за плохого состояния дороги, это не является страховым случаем, для компенсации ущерба потерпевший обращается в организацию, которая отвечает за состояние дороги, добавил руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования компании «Абсолют Страхование» Михаил Петряев.

«В случае принятия поправок подобные ДТП будут являться страховыми случаями, увеличится частота и сумма выплат по ОСАГО, для компенсации роста выплат страховые компании будут вынуждены поднять тарифы»,— говорит он.

Взыскать ущерб после падения на машину дерева действительно сложно, подтвердила координатор движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова, особенно если это произошло во время урагана. «Приходится доказывать, что дерево упало по вине коммунальщиков, которые недосмотрели,— поясняет эксперт.— Позитивный исход дела для владельца — скорее исключение, чем правило». Эксперт ссылается на зарубежный опыт: организация, на балансе которой находится участок с упавшим деревом, сообщает об инциденте своему страховщику, который без всяких судов возмещает ущерб автовладельцу за испорченную машину. «В России также нужно лишь обязать коммунальщиков страховать свою ответственность перед третьими лицами, раз уж в ОСАГО этот риск у нас не включен»,— полагает госпожа Каблинова.

Иван Буранов

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *