Для борьбы с этнической преступностью в штат будут набирать людей разных национальностей.
Для борьбы с экстремизмом и этнической преступностью кадровики МВД собираются набрать в ряды полицейских представителей разных национальностей. В первую очередь такими кадрами укрепят корпус участковых, подразделения по борьбе с организованной и экономической преступностью. Однако эксперты опасаются, что вместо борьбы с криминалом «этнические подразделения» будут служить интересам своего землячества.
С инициативой нанять на оперативную службу людей разных национальностей выступил глава подмосковной полиции Николай Головкин.
- — Есть указание кадровой службе брать на работу представителей различных национальностей. Речь идет об уголовном розыске, подразделениях по экономическим преступлениям и противодействию экстремизму, — заявил «Известиям» Головкин.
По словам начальника подмосковной полиции, «этническим полицейским» будет проще работать с закрытыми диаспорами.
- — Без упреждающей информации мы не сможем предотвратить события, подобные беспорядкам на Манежной площади, — подчеркнул Головкин.
В «этнические полицейские» планируют брать людей только с российским гражданством, закончивших учебные заведения МВД РФ. Их будут отправлять служить в районы с большой концентрацией иностранцев и мигрантов — на вокзалы, рынки, стройплощадки и в общежития.
Работы хоть отбавляй: в этом году только в Московской области приезжие из Узбекистана совершили более 3,5 тыс. преступлений, граждане Таджикистана — 2,8 тыс., украинцы — около 900, граждане Молдавии — порядка 800 преступлений.
Как выяснили «Известия», «профильные» подразделения для борьбы с этнической преступностью решили возродить и в Главном управлении угрозыска (ГУР) МВД. Они были расформированы в 2008 году в связи с упразднением Главного управления по борьбе с оргпреступностью (ГУБОП) — считалось, что оргпреступность, в том числе и этническая, в России побеждена. В подразделениях по борьбе оргпреступностью не скрывают, что они испытывают острый дефицит сотрудников, знающих языки, специфику и национальные особенности разных этнических групп.
— Национальные диаспоры и криминальные группировки очень тяжело
разрабатывать, потому что они состоят из родственников или людей одной национальности, которые друг друга знают, общаются на своем языке или на только им понятном сленге, — объясняет «Известиям» один из бывших руководителей подразделений Главного управления по борьбе с оргпреступностью.
— Еще с советских времен представителей национальных меньшинств использовали как переводчиков, в том числе при расшифровке телефонных переговоров и как подставных при контрольных закупках наркотиков и оружия, — подтверждает адвокат Евгений Черноусов, сам в прошлом полковник МВД с опытом работы в Средней Азии. В полиции рассказывают, что при задержании мигранты из стран СНГ сразу же «забывают русский язык» и требуют переводчика. Толмачей обычно ищут среди работающих в районе иностранцев, однако, если речь идет о редкой языковой группе, приходится нанимать профессионалов.
— Например, переводчику с монгольского или камерунского приходится платить по 8 тыс. рублей за «сеанс», а за языки стран СНГ — 4–6 тыс. рублей, — рассказывает собеседник «Известий». Однако есть и противники этнического призыва, в первую очередь из-за коррупционных связей с диаспорами.
— Были случаи, когда азербайджанские торговцы пытались купить для своих земляков должности в ОВД, на территории которых находятся крупные рынки, — на условиях анонимности рассказал «Известиям» один из следователей Следственного комитета по Москве. А уже действующий сотрудник — оперативник Главного управления МВД по Центральному федеральному округу Карен Манукян пытался договориться с коллегами из ОВД «Барвиха», чтобы на их элитной земле «работали» воры-карманники из Армении. За «крышу» воры обещали отдавать операм половину дневного заработка.
— Приоритетом для такого человека будет не служба, а интересы землячества, но уличить его в этом будет очень и очень трудно, — поясняет следователь. — Преступность в этнических группах обычно скрытая, поэтому никто никогда не выяснит, знал ли об этом сам оперативник и предпринимал ли он что-то по этому поводу. По мнению адвоката Евгения Черноусова, существует опасность и того, что граждане будут с недоверием относиться к полицейским нетитульной национальности. Он предлагает использовать опыт США, где агенты для внедрения в этнические диаспоры являются сверхсекретными сотрудниками и «штучным товаром».
В департаменте госслужбы и кадров МВД России официально пока не комментируют эту новацию.