Дизель атакует бензин

Новые технологии наделили автомобили с дизельным двигателем дополнительными возможностями и преимуществами.

В Украине все больше покупателей отдают предпочтение этому горючему, оказавшемуся более экономичным и экологически чистым, чем бензин «Ради эксперимента я купил Ford Focus с дизельным двигателем. По динамике он нисколько не уступает бензиновому аналогу. Теперь я точно не пересяду на автомобиль с бензиновым двигателем, который съедает почти в два раза больше топлива. Поскольку много езжу, то мне выгоднее иметь машину с дизелем, который более приспособлен под большой пробег», — рассказывает руководитель торговых представителей компании Bosch Владимир Мигашко.

Немногие украинские автовладельцы успели оценить преимущества дизельной топливной системы. Пока лишь десятая их часть предпочитает дизтопливо бензину. Для сравнения, в европейских странах их доля достигает 50% (во Франции — 80%). Неразвитость в Украине этого сегмента автомобильного рынка обусловлена некоторыми причинами. Многие автомобильные бренды вообще не поставляют машины с дизельными моторами. «Мы должны быть уверены, что условия эксплуатации машины будут отвечать требованиям производителя, — говорит менеджер по маркетингу и планированию продукции компании «Хонда Украина» Александр Подолянко. — Поэтому в ближайшее время предприятие перестанет поставлять автомобили Honda с дизельным двигателем, в частности, обновленную модель Accord.

Все моторы Honda соответствуют нормам выхлопа Евро-5. Качество отечественного дизеля не позволяет поддерживать такие стандарты экономичности и экологичности. Как только расширится сеть автозаправок с качественным горючим, мы снова начнем поставлять дизельные авто.» Между тем ключевые игроки рынка признают приоритетность дизелей в Украине. Все импортеры рассчитывают расширять свой ассортимент за счет дизельных аналогов.

Умная система

Массовую популярность дизельные двигатели в легковом автотранспорте получили не так давно — всего десять лет назад. Основной прорыв дизельного двигателестроения связан с запуском в 1997 году в серийное производство компанией Bosch инновационной системы впрыска топлива в мотор (так называемой системы Common Rail). Уже продано около 33 млн двигателей с системой Common Rail, то есть каждая вторая машина оснащена этим механизмом. Инновация в моторостроении позволила повысить динамичность и экологичность, снизить расход топлива дизельного двигателя, повысить комфортность автомобиля (снизить вибрацию, шумность).

Показатели двигателя значительно улучшились после того, как впрыск топлива в цилиндры начал осуществляться посредством форсунок, запускаемых электронным блоком управления. Блок принимает решения на основании сигналов от многочисленных датчиков, которые отслеживают все важные параметры в моторе (воздух и ДТ подаются в цилиндр по отдельности; возгорание смеси происходит за счет самовоспламенения под высоким давлением). Не многие украинские автовладельцы успели оценить преимущества дизельной топливной системы. Пока только каждый десятый автолюбитель предпочитает дизтопливо бензинам

Благодаря современным технологиям дизельные двигатели приобрели несколько новых свойств. Теперь они расходуют в среднем на 30% меньше горючего, чем их бензиновые аналоги. Их экономичность повышается при увеличении годового пробега. Кроме того, такие двигатели дешевле с точки зрения эксплуатационных издержек. Хорошая тяга повысила проходимость авто и сделала вождение более комфортным. Благодаря применению в дизелях прочных материалов (он должен выдерживать высокое давление), отсутствию свечей зажигания, трамблеров и низкой теплоотдачи двигателя удалось повысить срок эксплуатации автомобиля. Некоторые производители дают до шести лет гарантии на такие моторы.
Еще один весомый аргумент в пользу дизелей — их экологичность.

Они выбрасывают на четверть меньше парникового углекислого газа. Незначительный уровень выбросавеществ в дизелях достигается не только за счет экономичности, но и за счет применения фильтров и многоступенчатых катализаторов, которые очищают выхлопные газы от частиц сажи, соединений серы и азота. По прогнозам инженеров Bosch, к 2012 году выбросы и расход топлива в дизельных моторах удастся сократить еще на 10%. Благодаря приобретенным качествам сейчас дизельными двигателями, по данным исследования консалтингового агентства J.D. Power Asia Pacific, оснащено около 25% всех новых автомобилей в мире. До 2018 года доля таких машин будет ежегодно увеличиваться на полтора-два процентных пункта, чему поспособствуют рост цен на топливо, ужесточение экологических норм по выбросу автомобилями вредных веществ.

Плохая наследственность

У отечественных автовладельцев дизельная машина до сих пор ассоциируется только с грузовой техникой. Эти стереотипы были заложены еще в советские времена, когда ни один автопроизводитель не выпускал легковушек на ДТ. Тогда как история применения дизелей в легковых авто в Европе началась еще в 70-х. Быстро завоевать популярность в нашей стране дизелям будет непросто. Авто, оснащенное таким мотором, стоит дороже. Например, разница в цене уже упомянутой модели Ford Focus в двух модификациях двигателей составляет 34 тыс. гривен. В среднем эта разница на автомобилях других марок колеблется в пределах 30%. Для украинского рынка, где большую долю продаж составляют недорогие машины (10–20 тыс. долларов), такое удорожание — весомый аргумент в пользу бензиновых моторов.

Кроме того, дизельные авто целесообразно покупать тем, кто рассчитывает на пробег своей машины не менее 20 тыс. километров в год. Тогда разница в цене бензиновых и дизельных машин будет компенсирована. «Дизельный автомобиль стоит дороже, и топливная система требует более дорогостоящего постпродажного обслуживания (нужно чаще менять масла и фильтры), — рассказывает руководитель торговых представителей компании Bosch Владимир Мигашко. — Вместе с тем в Украине есть дефицит качественных сервисных станций. Ни один из дилерских центров не имеет в своем составе специализированных дизельных сервисов. Как правило, такие сервисные станции рассчитанына обслуживание гарантийных авто.

Дизельная топливная система при правильной эксплуатации может выйти из строя после пробега в двести пятьдесят — триста тысяч километров, когда гарантийный срок уже истек.» В нашей стране насчитывается всего около двух десятков лицензированных СТО, способных отремонтировать дизельные авто и дать гарантию на свою работу. Вместе с тем потребителям сложно оценить масштаб экономии на ДТ. Ведь сейчас оно стоит дороже бензина. Мало кто просчитывает экономику всего цикла эксплуатации машины. Среди главных недостатков такого мотора — высокие требования к качеству топлива, особенно у дизельных авто большой мощности.

По данным Международного центра качества топлива IFQC (США), по качеству ДТ Украина занимает 51-е место среди ста стран. Некоторые автопроизводители напрямую сопоставляют начало поставок дизельных машин с улучшением отечественного дизтоплива. Определить качество ДТ сразу невозможно: низкое качество скажется на двигателе через несколько лет. Редко кто за столь долгий срок заправляется на одной и той же АЗС и сможет уверенно определить, чье топливо испортило мотор.

«Ничего не мешает улучшить качество ДТ в нашей стране, — считает директор по маркетингу и рекламе компании «Торговый дом НИКО», официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, Ярослав Вовк. — Крупные сети АЗС, которые заботятся о своих брендах, должны предлагать высокое качество топлива. Сделать это легко — к примеру, закупать только оригинальное импортное топливо и четко отслеживать качество поставляемого продукта.»
В целом распространению дизельных авто в Украине ничего не мешает. Просто мировой спрос на них настолько высок, что квота, выделяемая автопроизводителями на нашу страну, не может удовлетворить потребностей украинцев.

Адаптировать и продать

Тем временем некоторые импортеры автомобилей пытаются приспособиться к реалиям отечественного дизельного рынка. «Поскольку качество топлива низкое, завозимые машины нужно адаптировать, а это пока не всем выгодно, — рассказывает директор по маркетингу компании «Киа Моторс Украина» (KIA) Иван Луций. — Но мы будем поставлять на рынок авто с адаптированными дизельными двигателями под некачественное ДТ, которое сейчас, к сожалению, продается в стране. У KIA есть дизельный аналог автомобилей почти в каждом классе. Вскоре дизеля составят тридцать процентов от всех объемов продаж наших машин в Украине.»

У отечественных автовладельцев дизельная машина до сих пор ассоциируется только с грузовой техникой. Эти стереотипы были заложены в советские времена, когда ни один автопроизводитель не выпускал легковушек с дизельными моторами. Пока отечественный автомобильный рынок растет стремительными темпами (около 60% в год), импортерам нет необходимости инвестировать большие деньги в адаптацию дизельных моторов. Однако через два-три года с насыщением рынка конкуренция ужесточится, поэтому основным игрокам придется расширять продуктовую линейку. Прежде всего за счет дизельных модификаций. Крупнейшие импортеры прогнозируют на ближайшие два года десятипроцентный прирост этого сегмента.

Работу по популяризации дизельных авто ведущие бренды ведут уже сейчас. Например, некоторые автомобили поставляются на украинский рынок исключительно с дизельным двигателем (пикапы Mitsubishi L200, Nissan Navara). В основном такие моторы устанавливают на универсальные машины различной мощности — Nissan (Pathfinder, Patrol), Toyota (Land Cruiser 200). Концерны Audi, BMW и Mercedes особенное место отводят дизельной группе, в том числе продвижению ее на отечественном рынке. К примеру, три четверти Audi Q7 у нас реализуются с дизельными двигателями, а Mercedes Sprinter комплектуется только дизельным мотором. Среди марок премиум-класса на отечественном рынке не представлены дизелем только Lexus, Infiniti, Acura, что связано со стратегией корпораций — эти марки авто изначально ориентированы на американский рынок, а там дизельные двигатели не столь популярны, как в Европе.

Европейские бренды, напротив, нацелены на этот экономичный вид топлива. Самую широкую линейку дизелей в Украине представляют VW, Skoda (до полудюжины различных моделей и комплектаций). По мнению экспертов, спад продаж японских автопроизводителей в начале 2000-х был связан с тем, что они не смогли быстро перестроиться на массовое производство машин с дизельными двигателями. Потому освободившуюся нишу заняли европейские производители. В последнее время глобальные стратегии мировых автоконцернов всё больше нацелены на повышение экологичности машин.

Например, Mitsubishi Motors Corporarion (ММС) активно развивает применение профильных технологий zero-emissions (производство авто с нулевым выбросом CO2). В Европе вскоре появится экологичный дизельный двигатель (Clean Diesel), соответствующий требованиям стандарта Евро-5. Этот мотор был разработан совместно с материнской компанией — Mitsubishi Heavy Industries Ltd. «Стратегия развития бренда Mitsubishi в Украине подчинена глобальной стратегии MMC, — говорит Ярослав Вовк. — По мере улучшения качества ДТ — а процесс этот неизбежен — и повышения интереса к таким авто, количество модификаций популярных моделей, оснащенных дизельными двигателями, будет увеличиваться.»

Пока для украинских автовладельцев вопрос экологии не стоит так остро, как для европейцев. А вот цена топлива имеет принципиальное значение. «Дизельная лихорадка будет актуальной ровно до тех пор, пока разница в цене между ДТ и высокооктановыми бензинами не составит тридцать-сорок процентов. Тогда тип топлива не будет иметь значения для покупателя. Учитывая, что сейчас эта разница находится в пределах пяти-десяти процентов, авто с дизельными моторами еще долго будут популярны», — считает руководитель консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

Кстати, портал Autonews провел исследование самых экономичных авто. Шесть машин из десяти укомплектованы именно дизельными моторами. При этом в рейтинг из бензиновых легковушек смогли попасть только автомобили класса А (самые маленькие — Citroen C1, Peugeot 107, Chery QQ, KIA Picanto, Fiat Panda, с объемом двигателя 1,1–1,2 л). Наравне с ними боролись за первенство такие увесистые машины, оснащенные дизельным мотором, как Skoda Octavia, Kia Ceed, Audi A3, VW Golf, Volvo C30.

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *