Honda 4WD — Что такое Dual Pump System

Что такое Dual Pump System, за что ее стоит любить, и как за ней ухаживать?
Давайте порассуждаем, как часто нам необходим полный привод? В России этот вопрос риторический. Наличие полного привода в этой стране всегда было значительным преимуществом автомобиля перед одноклассниками.

Полноприводная Honda явление достаточно частое. В варианте 4WD могут выпускаться как небольшие машины, например Fit или Civic, так и «старшие братья», — CR-V, Odyssey, Step WGN. Все они имеют автоматический задний привод, который подключается в случае проскальзывания передних колес, пробуксовки, или заноса.

Контролировать эту функцию, а также влиять на нее как-либо, водитель не может. Официальное название полного привода на Honda – Система Двойного Насоса (Dual Pump System), которая принципиально отличается от дифференциалов с вязкостной муфтой (вискомуфтой), установленных на 90% автомобилях других марок. Давайте, для начала разберем, как работает задний привод на разных автомобилях, чтобы понять, в чем очередная особенность конструкторских решений Honda, и за что стоит с уважением относиться к DPS. Упомянутая вискомуфта обычно устанавливается на всех конкурентах Honda и представляет собой достаточно простую конструкцию.

На одной из полуосей имеется резервуар, заполненный вязкой жидкостью. В эту жидкость погружены два пакета дисков; один соединён с ротором, второй с полуосью. В нормальных условиях при равной угловой скорости вращения валов вискомуфта разблокирована и работает свободным дифференциалом. В случае пробуксовки колес возникает разность скоростей вращения, вязкость жидкости мгновенно возрастает и вискомуфта блокируется. Достоинство такой конструкции в простоте и дешевизне. Недостаток в том, что вискомуфта отказывается работать на настоящем бездорожье.

С другой стороны, при движении по пересеченной местности автомобиль, оснащенный подобной системой, показывает несоизмеримо лучшие результаты, чем моноприводной. Иногда вместо дифференциала ставят коническую зубчатую передачу с вязкостной муфтой на одной из полуосей. Главным недостатком вискомуфты следует считать ее инерционность, т.е. относительно позднее срабатывание в случае начала проскальзывания колес. Конечно, здесь счет идет на доли секунды, но, тем не менее, в критической ситуации это очень существенный показатель. Инженеры Honda приложили максимум усилий для создания собственной системы, которая была бы лишена главного недостатка вискомуфты, — излишней «задумчивости».

В качестве выхода было предложена система Dual Pump, — двойного насоса. Отличительной особенностью DPS стало наличие насосов, один из которых приводится в действие карданным валом от коробки передач. Второй работает от задних колес, и приводится в действие через свободный дифференциал. В момент пробуксовки, когда один из насосов начинает качать больше, включается пакет многодискового сцепления и крутящий момент начинает передаваться и на задние колеса автомобиля также. Как только скорость задних и передних колес уравнивается, система DPS отключается.

Существенным преимуществом данной конструкции стала полная автоматизация процесса за счет механических действий. DPS не нуждается в дополнительных программах, или управляющих блоках, — все ее действия «завязаны» на чистой механике. При этом достигается существенное ускорение реакции на подключение заднего привода. За счет этой же скорости достигается экономия топлива при движении, — чем быстрее включается и выключается механизм, тем меньше потребляется топлива. Стоит сказать, что в условиях «пересеченной местности» Honda, оснащенная DPS ничем не уступает другим одноклассникам с вискомуфтой, а более своевременное включение заднего привода даже предоставляет дополнительное преимущество.

Конечно, сравнивать тот же полноприводный Honda CR-V с DPS с такими «проходимцами» как Toyota Land Cruiser, или Nissan Patrol наивно, но для своего класса это однозначно передовая система. Как же обслуживать DPS? В принципе, обслуживание сведено к минимуму, — своевременной (один раз в 40 000 км) замене жидкости в узле. Здесь мы, поскольку опять говорим, про разработки собственно Honda, должны учитывать, что обслуживание ведется только специальной жидкостью, — DPSF (Dual Pump System Fluid). Замена жидкости в заднем редукторе, процедура также несложная, и для практически полной смены Вам понадобится не более 1 литра спецжидкости.

Процесс замены представляет собой слив старой жидкости через дренажное отверстие, и затем последующий залив, через специальное отверстие, расположенное выше пробки. На большинстве автомобилей залив будет удобно производить при помощи шприца или спринцовки. В России существует мнение, широко распространяемое некоторыми компаниями о наличии в продаже более совершенной жидкости, — VTM-4F – рассчитанной на интервал замены более 100 000 км. Хотим сразу предупредить, — это легенда. VTM-4F, — специальная жидкость, разработанная для автомобилей Acura (Honda, выпущенная специально для внутреннего рынка США). Acura оснащена своеобразной полноприводной трансмиссией Variable Torque Management (VTM-4), в конструкции которой присутствует электромагнитная межосевая муфта, автоматически подключающая задние колеса при пробуксовке.

Для увеличения запаса тяги при преодолении тяжелых дорожных участков и (или) буксировке прицепов возможен режим ручной блокировки муфты, используемый на скорости до 30 км/ч. Как видно, принцип работы заднего моста у Acura совсем другой, — в данном случае допустимо управление им, в то время как подобное невозможно на системе DPS. Соответственно, технические требования и характеристики жидкости для VTM-4 должны быть иными, нежели для DPS.

Обратная замена однозначно недопустима, то есть в наполнение VTM-4 DPSF приведет к разрушению узла. С другой стороны, положительный опыт использования спецжидкости VTM-4F в системе DPS также не представляется доказанным. Тем более что стоимость VTM-4F, как правило, значительно выше, чем DPSF. В данном случае работает общее правило, — не пытайтесь усовершенствовать уже сделанное. Если Вашей Honda «прописана» DPSF, — заливайте ее и ничего другого. Если у Вас Acura с системой VTM-4, — Ваш выбор VTM-4F. Следите за машиной, и поломок станет значительно меньше.

Искренне Ваш, © Dr M.Ishikawa.

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *