В нашем мире ценятся узкие специалисты и чистые линии. Считается, что лишь занимаясь только одним делом, можно достигнуть в нем вершин. «Настоящий», «истинный», «стопроцентный» — это почти всегда комплимент. «Если быть, то быть лучшим» и все такое.
Вот, например, пресловутое определение «паркетный внедорожник» звучит как-то презрительно… Вроде как хотел на бездорожье, а смог только по паркету. На самом деле все не совсем так. Иначе подобные модели не имели бы такого успеха. Попробуем поближе рассмотреть эту категорию на примере новой Honda CR-V.
КРАСАВИЦА.
Предыдущее, первое поколение Honda CR-V тоже уродиной не назовешь. Однако времена меняются и вкусы вместе с ними. Когда прежняя модель появилась, дизайнеры старались максимально приблизить ее дизайн к «нормальным» легковушкам.
Теперь пришло время нового стиля — чуть грубоватая форма с высоким мощным силуэтом. В характере новой модели доминирует «здоровая агрессивность». Выразительность облика сделала CR-V по-настоящему красивой и, если хотите, обаятельной. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, однако на то она и конкуренция: Toyota RAV4 и Nissan X-Trail представляют другие интерпретации того же стиля. Однако новый дизайн создает и проблемы: массивные стойки и небольшая площадь окон в багажном отделении ограничивают обзор назад.
И в связи с разным «масштабом изображения» во внутреннем и наружных зеркалах нагоняющие или обгоняемые машины могут попасть в мертвые зоны. К этому придется привыкать.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ.
Изначально CR-V позиционировалась как комбинация внедорожника, легкового автомобиля и минивэна. От первого — полный привод, от второго — стиль и динамика, от третьего — практичность. Сравнительно вертикальная посадка помогает эффективно использовать внутреннее пространство. По возможностям трансформации салона эта модель отстает от минивэна, однако доступные варианты достаточно разнообразны. Задний диван разделен на две неравные части, которые можно складывать по отдельности.
Как и у многих японских моделей, имеется возможность регулировать наклон спинок: семь позиций позволяют выбрать удобное положение в весьма широком диапазоне. Имеется и центральный подлокотник. Так что пассажиры второго ряда — совсем не пассажиры «второго сорта». Еще одна приятная особенность также пришла от минивэнов — ровный пол салона. Удобно, но за это приходится платить проходящей под трансмиссией выхлопной системой. А рискованно!
Но тут уже вопрос концептуальный: стоит ли переживать о том, что в жизни большинства подобных машин может и не случиться никогда?.. Не лучше ли позаботиться об удобствах, которые необходимы каждый день?
Багажник также собрал все лучшие черты внедорожника и минивэна.
Дверь открывается направо, проем — максимально возможный. Ровный пол и многочисленные карманы, где только можно, позволяют разместить как крупный багаж, так и всякие мелочи. Кроме того, вынесенное наружу запасное колесо освободило нишу под полом. Ее крышка, как и у предыдущей модели, — раскладной столик для пикника. Как говорится, пустячок, а приятно. Для доступа в багажник есть еще поднимающееся стекло. Почему-то его не деблокирует общий привод центрального замка — приходится нажимать специальную кнопку на двери водителя.
СПОРТСМЕНКА.
Продавцы предпочитают называть CR-V «вседорожником». То есть хороша и на шоссе, и на проселке… Чем же такая машина должна принципиально отличаться от «внедорожника»? Вроде как последний-то лучше хотя бы потому, что рассчитан на более тяжелые условия. Тут-то и кроется органический недостаток классического «джипа», который в принципе предназначен в первую очередь для бездорожья. Ему нужен большой дорожный просвет, подвеска с большими ходами, трансмиссия с иными передаточными числами, прочные и потому массивные рама и подвеска…
В результате на обычной дороге внедорожник слишком тяжел, менее устойчив и менее динамичен. Концепция Honda CR-V подразумевает, что машина должна уверенно себя чувствовать на дороге и иметь возможность с нее съезжать. Отсюда несущий кузов, достаточно низкий и аэродинамичный, сложная независимая подвеска всех колес, двигатель, чьи характеристики ориентированы в основном на разгонную динамику, плюс легкость управления.
В городе CR-V действительно чувствует себя как рыба в воде, особенно с автоматической трансмиссией. Коробка не слишком запаздывает и переключается очень мягко — смену передачи можно заметить разве что по скачку стрелки тахометра. В кик-дауне трансмиссия ведет себя как спортивная: позволяет традиционно оборотистому мотору раскрутиться почти до предела. Звук двигателя, если включена аудиосистема, вы услышите только в этом режиме. При обычном движении доставить себе удовольствие приятным рокотом можно только в отсутствие иных источников шума.
Правда, подвеска не прочь «рассказать» о том, какие «ужасные» неровности ей приходится глотать. Редко, но случается и так, что «слов» ей не хватает, и пассажиры узнают о состоянии дороги, ощущая толчки. Зато для «не совсем легкового» автомобиля Honda CR-V очень устойчива и послушна — ощущения не слишком отличаются от универсала близких размеров. Такое же «легковое» впечатление производит и рулевое управление. Усилитель настроен очень неплохо и обеспечивает приятно туговатую реакцию, при этом почти избавляя водителя от ненужных рывков на руле при переезде неровностей.
Проверить полный привод не довелось. Принудительно подключить задние колеса нельзя, в CR-V это происходит только автоматически при пробуксовывании передних. Найти подходящую грязь и тем более снег в июле как-то не удалось.
Впрочем, скорее всего не будет искать приключений и средний владелец CR-V. Пожалуй, единственное, к чему можно придраться на рабочем месте водителя, так это чересчур остроумный стояночный тормоз: когда он понадобился впервые, его пришлось поискать. Между креслами — нет, там просто ровный пол. Слева, как у многих моделей с «автоматом»?
Там микро-«бардачок», и все. Ага, вот знакомая пиктограмма… над какой-то серебристой клавишей… «Ручник», включаемый кнопкой? Нет. Оказалось, что он в незатянутом положении маскируется под ручку на консоли. Оригинально, стильно, удобно, но только не тогда, когда вы впервые ведете эту машину.
МИНИМАЛИСТКА.
Honda — одна из ярких представительниц японского подхода. Несмотря на то, что эта модель выпускается на заводе в Великобритании, как и предыдущая последние два года, японское происхождение очень заметно. Например, нормальная для автомобилей из Страны восходящего солнца узость гаммы — один двигатель, две трансмиссии, в списке опций — только люк и кожаный салон. Климат-контроль и электропакет входят в стандартную комплектацию. Зато выбор цветов непривычно обширен для «японки» — целых десять. Странно, почему японцы отказываются перенимать опыт коллег по части особенностей функционирования некоторых систем.
Почему, например, нельзя сделать автоматической разблокировку замка от внутренней ручки хотя бы водительской двери? Хорошо бы еще позволить стеклоподъемникам работать еще какое-то время после того, как вынут ключ. Впрочем, эта форма минимализма совсем не мешает максимализму в качестве. Все, что японцы находят нужным сделать, делается почти идеально.
2004 г.