Альтернативная модель АКПП.Впервые вариатор был использован еще в начале 20 века, это был так называемый лобовой вариатор. Конструкция была весьма сомнительна и не возымела широкого распространения.
Более надежные «автоматы» все таки вытеснили и не дали вариатору добиться должного успеха. Современные технологии позволили усовершенствовать и устранить первоочередные недостатки данного типа трансмиссии. И в настоящее время вариатор получает все более широкое распространения. Как бесспорные плюсы вариатора выступают: экономичность, более плавный ход и при этом очень динамичный разгон.
Вариатор проще по конструкции, чем обычный «автомат».
Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач. Основные детали вариатора — два раздвижных шкива и соединяющий их ремень. Вариации последнего различны практически для каждой марки автомобиля. Вот именно он и является первоочередной причиной всех поломок клиноременного вариатора. На что только не идут производители, из чего только его не делают, толку мало. На него приходится самая большая нагрузка и самая большая доля поломок и проблем.
Для начала движения используется небольшой гидротрансформатор, деятельность которого вскоре в процессе движения блокируется. Электронная система из сервоприводов, блока управления и датчиков осуществляет управление дисками шкивов. Вариатор способен выполнять все функции, доступные современной автоматической трансмиссии, в том числе ручное управление. Сцепление на машинах с бесступенчатыми вариаторами служит только для обеспечения работы двигателя на остановке.
Силовой агрегат отрабатывает программу максимальной эффективности: двигатель сразу выводится на соответствующие обороты и работает в режиме постоянной мощности, а все остальное делает вариатор. Он и позволяет мотору постоянно работать на оборотах максимальной мощности или экономичности.
Вариатор создает и некие правила, которых стоит придерживаться.
Главное из них — вариатор не допускает долгой работы в режиме максимально крутящего момента при максимальной мощности. За вариатором нужно тщательно следить. «Менять вовремя масло, фильтр» — слова, которые можно сказать про любой тип КПП. Но масло в вариаторе необходимо менять каждые 30 тыс. км. и затягивать этот процесс гораздо более опасней.
Вариатор любит спокойную, плавную езду. Резкие рывки и торможение просто убивают его. При мягком режиме работы, он прослужит долго и не будет доставлять лишних неудобств.
Что важно помнить — это то, что вариатор необходимо прогревать в режиме N, так как в режиме «парковки» масло не подается. Несмотря на то, что вариатор не так уж плох, он весьма скромно распространен. И причины есть.
Максимальное количество лошадок для вариатора — 220. Вариаторы вполне привычны для снегоходов, гидроциклов и квадрациклов. Но он не готов стать трансмиссией для грузового автомобиля или другого тяжелого аппарата. Все дело все в том же ремне, который не способен выдержать больших нагрузок.
Многие не принимают монотонный гул вариатора, предпочитая ему постоянно нарастающее урчание мотора с обычной АКПП. Но это мелочи. Очередной шаг к совершенному вариатору — торовые вариаторы. Они способны предавать больший крутящий момент, но не лишены недостатков клиноременного вариатора. Так как его деятельность также основана на трении частей.