На сегодняшний день подобные системы производятся как отечественными, так и зарубежными производителями. Но безусловным лидером в производстве электрических систем предпускового подогрева считается норвежская фирма DEFA, производящая подобную продукцию уже более 40 лет.
Полный комплект предпускового электрического подогревателя DEFA состоит из следующих элементов:
- — Термограмма работы подогреева сидений после 1 и 4,5 минут работы
- — Пленка «АНТИДОЖДЬ
- Розетки для электрического разъема.Данная розетка производится по запатентованной технологии, позволяющей установить электрический разъем без ущерба для внешнего вида автомобиля.
- Нагревательного элемента. На сегодняшний день в арсенале норвежской фирмы представлено более 200 видов подобных НЭ, разных форм и размеров, предназначенных для подогрева охлаждающей жидкости. В целях повышения пожаробезопасности НЭ электрический контур каждого из них снабжен плавким предохранителем.
- Устройство для подзарядки аккумуляторной батареи. Мощность устройства для подзарядки — 3 А, вес — 240 г, со встроенной системой защиты против короткого замыкания и неправильного подключения полярности. Электронный блок контролирует электроцепи нагревательных приборов, а также следит за подзарядкой аккумулятора (при работе от сети 220/230 В) с учетом температуры окружающей среды.
- Электронагреватель салона. Конструкция ЭС предусматривает наличие плавкого предохранителя для предотвращения случаев перегрева и произвольного воспламенения прибора. Управляется ЭС при помощи электронного устройства, которое следит за количеством вырабатываемого тепла, постепенно, по мере прогрева салона, снижая его производительность. Модельный ряд ЭС представлен двумя образцами нагревателей мощностью 1400 и 2000 Вт.
- Таймер. Кроме обычных программ, позволяющих задать время включения и отключения нагревательных элементов на дисплей таймера, также выводятся показания напряжения подзарядки аккумулятора и датчика температуры за бортом.
Продолжительность режима прогрева зависит от температуры окружающей среды, к примеру, при температуре –17 °C после трех часов работы и прогрева двигателя приблизительно до температуры +30 °C система предпускового электронагревателя входит в режим термального баланса, т. е. все последующее время потребляемая системой электроэнергия будет расходоваться исключительно на поддержание уже существующей температуры.
При прогреве электронагревателем автомобильного салона температура в нем поднимется тем выше, чем лучше его герметичность и термоизоляционные свойства. Отсутствие автомобильных стоянок с подведенным к ним электричеством, безусловно, сдерживает начало широкого применения подобных систем. В то же время электрические системы предпускового подогрева данной или какой-либо иной конструкции благодаря их «безотходному» рабочему циклу могут быть взяты на вооружение владельцами «холодных» гаражей уже сегодня.
АВТОНОМНЫЕ ЖИДКОСТНЫЕ ПРЕДПУСКОВЫЕ ПОДОГРЕВАТЕЛИ
Наиболее сложная конструктивно и соответственно наиболее дорогая группа предпусковых подогревателей. Кроме уже хорошо всем известных производственных марок Webasto и Eberspacher при желании сегодня на свой автомобиль можно установить и аналогичный отечественный предпусковой подогреватель «Теплостар». Система автономного жидкостного подогревателя состоит из блока подогревателя, устанавливаемого в подкапотном пространстве, и элементов управления, вынесенных на приборную панель. В последнее время появились дополнительные системы запуска и управления подобных систем с помощью радиовыключателя, дистанционного пульта управления, дистанционного управления по телефону, т. н. система Calltronic.
Принципиальная конструкция блока подогревателя независимо от фирмы-производителя практически одинаковая. Как правило, в таком блоке собраны воедино камера сгорания, электронный блок управления, электродвигатель для нагнетания воздуха, датчики вспомогательных и контролирующих систем. При монтаже автономных предпусковых подогревателей делаются врезки в контур системы охлаждения и топливной магистрали, для этого необходимо обратиться за помощью к специалисту, прошедшему соответствующую подготовку, так как неправильное или небрежное проведение монтажных работ может привести к самопроизвольному возгоранию автомобильного топлива.
Производительность и количество потребляемого топлива зависят от проектной мощности и потребляемого топлива (бензин/дизель) тем или иным видом подогревателей. В среднем отопительная мощность автономных жидкостных подогревателей для легковых автомобилей составляет 4-5 кВт, при этом расход топлива 0,6-0,7 литра в час. Нижний температурный порог для данных систем –45 °C, продолжительность одного рабочего цикла — от 40 минут и более, максимальная температура прогретого предпусковой системой антифриза +82 °C. При завершении рабочего цикла живительное тепло разливается не только по двигателю, но также и по автомобильному салону.
Производительность и количество потребляемого топлива зависят от проектной мощности и потребляемого топлива (бензин/дизель) тем или иным видом подогревателей. В среднем отопительная мощность автономных жидкостных подогревателей для легковых автомобилей составляет 4-5 кВт, при этом расход топлива 0,6-0,7 литра в час. Нижний температурный порог для данных систем –45 °C, продолжительность одного рабочего цикла — от 40 минут и более, максимальная температура прогретого предпусковой системой антифриза +82 °C. При завершении рабочего цикла живительное тепло разливается не только по двигателю, но также и по автомобильному салону.
Последний вопрос — это вопрос соотношения цены и качества. И здесь приходится констатировать тот факт, что и цена и качество данных систем одинаково высоки. К примеру, приобретение и установка автономной системы предпускового подогрева даже на простой «жигуленок» обойдутся его владельцу нынешней зимой приблизительно в 950 у. е., правда, при этом надо помнить, что при покупке следующего автомобиля систему при желании можно демонтировать и забрать с собой.
БЫСТРЫЙ СТАРТ
Обсуждая проблемы, связанные с пуском автомобильного двигателя в период зимней эксплуатации, нельзя не упомянуть об уже достаточно большой и разношерстной группе препаратов «Быстрый старт». Конечно, в первую очередь использование препаратов данной группы может стать той самой «спасительной соломинкой» для владельцев автомобилей с дизельными двигателями по той простой причине, что воздушно-топливную смесь в дизельном двигателе «поджигает» не свеча накала, кстати, во многих моделях дизельных двигателей таковых просто нет, а горячий воздух, чья температура в момент сжатия переваливает за +700 °C. Но это результат стендовых испытаний дизельного двигателя без эксплуатационного износа, проводимых при комнатной температуре.
В реальной же жизни, даже в теплое время года, износ цилиндропоршневой группы и плохое качество топлива значительно осложняют холодный пуск двигателя, не говоря уже о зимнем периоде, когда двигателю для успешного пуска необходимо компенсировать дополнительные тепловые потери. Легко воспламеняющаяся смесь препаратов группы «Быстрый старт» значительно снижает требуемый температурный порог для воспламенения топливно-воздушной смеси как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. Единственное неудобство, сопряженное с применением препаратов данного класса, вызвано тем, что перед распылением препаратов данной группы необходимо на время демонтировать воздушный фильтр.
ПОДОГРЕВ ДЛЯ БЕДНЫХ
Если вы не готовы отдавать за комфорт большие суммы, то есть и альтернативный вариант — автомобильные охранные комплексы с системой дистанционного запуска двигателя. Такой способ прогрева двигателя перед поездкой является наиболее универсальным и имеет достаточно много достоинств. Так в этом случае вы не зависите от наличия рядом с автомобилем розетки и неограничены во времени нахождения автомобиля в холодном состоянии, как в «термосных» подогревателях. Единственным серьезным недостатком данных систем является то, что фактически запуск осуществляется в тех же условия, что и водителем, и эти условия система не облегчает.
Но зато вы можете запустить двигатель с кнопки брелка, установить таймер запуска, установить режим запуска по температуре двигателя, по степени разряженности автомобиля и т.д. Стоимость сигнализации с автозапуском гораздо ниже, чем предпускового подогревателя, и начинается с отметки в 130 долларов. Если у вас сигнализация уже установлена, то можно просто докупить модуль автозапуска, который будет служить «приставкой» к вашему охранному комплексу.
ПОДОГРЕВ СИДЕНИЙ
«Не ныть, не грубить, не хитрить и не сидеть на «холодном»…» — приблизительно в таком порядке внушаются молодому человеку четырех или около того лет от роду прописные истины его родителями. Наверняка и в хорошо усвоенном родительском уроке, и в суровых российских зимах кроется объяснение той неослабевающей год от года популярности подогрева автомобильных сидений. А для той светлой головы, что придумала подогрев сидений, на языке вертится только одна похвала: «Молодец! Хо-о-ороший мальчик». По сути конструкция подогревателя сидений представляет собой нагревательный элемент, помещенный в тканевую оболочку и берущий питание от бортовой сети. По способу монтажа подогреватели сидений можно разделить на накладные и встраиваемые.
Накладные подогреватели крепятся к автомобильному сиденью ремнями и подключаются к электропитанию через гнездо прикуривателя. Встраиваемые подогреватели укладываются под тканевую обшивку сидений и запитываются от монтажного блока, при этом год от года растет парк машин с установленными на них подогревателями сидений заводом-изготовителем. В качестве нагревательного элемента как для накладных, так и для встраиваемых подогревателей сидений может быть использован провод с тефлоновым покрытием, нихромовая спираль в оболочке из ПВХ, углеродное волокно или тепловолокно.
Мощность подобных приспособлений составляет в среднем от 45 до 90 Вт. Опубликованные в 27-м номере нашего журнала за прошлый год подробные отчеты о результатах тестирования серии накладных подогревателей показали, что наиболее надежным и удобным в обращении подогревателями были признаны образцы компании «Теплодом» — «Емеля-2» с нагревательным элементом, выполненным из углеродного волокна, а наивысшую оценку получил образец, предоставленный компанией «ТермоСофт» с нагревательным элементом, изготовленным из тепловолокна.
ВЫСОКО СИЖУ — ДАЛЕКО ГЛЯЖУ
Машину открыли, завели, салон, а вместе с ним и все части тела прогрелись, пора подумать, как ехать будем? А точнее во что глядеть, и что мы там увидим? Видимость, особенно зимой, — штука сложная, а чтобы улучшить ее и сделать максимально не зависящей от капризов погоды, воспользуемся следующими советами. Традиционное на сегодняшний день решение проблемы при помощи «незамерзающей жидкости» все еще продолжает оставаться неким компромиссом, в результате которого мы жертвуем экологией города, лакокрасочным покрытием автомобиля и своим здоровьем в обмен на прозрачное лобовое стекло. На сегодняшний день хотя бы отчасти справиться с заскорузлой проблемой может помочь установка на автомобиль системы прогрева омывающей жидкости «Гейзер».
Устройство и принцип работы системы прогрева «Гейзер» предельно просты и надежны. Нагревательный элемент системы внешне очень похож на спираль бытового кипятильника, только вместо электрических проводов от него тянутся два тонких патрубка, предназначенных для подвода и отвода охлаждающей жидкости. Спираль погружается в бачок с омывающей жидкостью, а патрубки врезаются в малый круг системы охлаждения. Испытания системы показали, что в режиме городской езды при температуре воздуха от 0 до –5 °C данная система прогрева позволяет полностью отказаться от использования незамерзающей жидкости. При более низких температурах рекомендуется разбавить воду в бачке омывателя высококачественным концентратом незамерзающей жидкости.
Для прогрева до температуры +75 °C «Гейзеру» требуется приблизительно 15-20 минут.
Система прогрева омывающей жидкости HotShot фирмы Webasto не призвана растапливать льды в бачке с омывающей жидкостью, а служит для прогрева ее до температуры +65 °C, когда наилучшим образом проявляются моющие свойства содержимого бачка, воды — летом, зимой — незамерзающей жидкости, что позволяет зимой хотя бы сократить выброс вредных веществ из жиклеров стеклоомывателя. Комплект данной системы состоит из операционного блока, устанавливаемого в подкапотном пространстве, и комплекта коммутационных патрубков и электропроводов. C помощью патрубков блок подсоединяется к бачку с омывающей жидкостью, а электропровода служат для подсоединения блока к аккумуляторной батарее.
Принцип действия.
Стеклоомывающая жидкость в течение 30 секунд прогревается во внутренней камере прибора с помощью высокоэффективного электронагревателя, после чего прогретая до температуры +65 °C жидкость подается к форсункам стеклоомывателя. Все управление операционным блоком, его включение–выключение, а также изменение режимов работы сосредоточены на одной клавише управления, вынесенной на приборную панель. Но чтобы подогретая жидкость добралась до лобового стекла, ей необходимо преодолеть «узкое горлышко» жиклера стеклоомывателя — самую уязвимую деталь данной системы. Недаром у опытных водителей в противосолнечном козырьке всегда торчит иголка, готовая прийти на помощь к забитой льдом форсунке.
Чтобы обезопасить себя от этой напасти, можно как вариант поставить форсунку стеклоомывателя с подогревом, благо стоят они ненамного дороже штатных и по карману любому автовладельцу. Подключить ее можно параллельно обогреву заднего стекла и подогреву зеркал заднего вида, ведь мощность, потребляемая данным устройством, невелика. Заключительной деталью в системе очистителя лобового стекла, предназначенной специально для работы в тяжелых зимних условиях, станут щетки стеклоочистителя с подогреваемым резиновым лезвием. По правде говоря, довольно трудно предугадать, каким практическим эффектом обернется установка на автомобиль данного изделия, но необходимость отрывать замерзшие щетки от лобового стекла отпадет сразу.
НАРУЖНЫЕ ЗЕРКАЛА С ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ
…довелось тут как-то прокатиться по городу без зеркал заднего вида. Не понравилось.
Из услышанного. Для людей, сидящих за рулем, излишне объяснять всю важность такого привычного и по сути простого автомобильного приспособления, как зеркало, а точнее той картинки, что мы видим в его зеркальном отображении. Всю важность ежеминутно получаемой таким образом информации трудно переоценить. Но зимой снег в состоянии всего за одну-две минуты покрыть наружные зеркала заднего вида непроницаемым белым слоем, что автоматически снижает для водителя более чем в половину панораму заднего вида. Подавляющее большинство «иномарок» уже добрый десяток лет штатно комплектуются зеркалами заднего вида с электроподогревом заводом-изготовителем, перед владельцами отечественных автомобилей часто даже при покупке нового автомобиля стоит вопрос — устанавливать ли зеркала с подогревом, и если да, то какие?
Работа любого зеркала с подогревом основана на применении в их конструкции специального резистивного элемента. В момент прохождения через резистивный элемент электрического тока выделяется тепловая энергия. Существует три основных типа резистивных (нагревательных) элементов, широко применяемых для изготовления зеркал с подогревом: проволочный нагреватель, нагреватель на основе печатных проводников и пленочный подогреватель. Работа нагревательного элемента характеризуется двумя основными параметрами: удельной тепловой мощностью — соотношение количества потребляемой нагревателем энергии к обогреваемой площади, и коэффициентом полезного действия — соотношение рассеиваемой электрической мощности к мощности, расходуемой на растапливание и испарение влаги.