Что такое предпусковой подогреватель? Автомобильная «БУРЖУЙКА» ХОЛОДУ — НЕТ!
- — Предпусковой подогреватель
- — Омыватель фар
- — Защитная пленка
На днях глянул с утра пораньше на градусник за окном, температура +3 °C невольно заставила поежиться, б-р-р-р, холодно. И хотя днем все еще теплое солнышко быстро отогнало подступившие было тревожные мысли, но до конца их так и не рассеяла, зима, зима-матушка грядет. И все-таки, живя в XXI веке, мы располагаем большим количеством приспособлений, способных предупредить и оградить от множества неприятностей, подстерегающих нас самих и наши автомобили в период зимней эксплуатации. Количество этих приспособлений, препаратов и аксессуаров просто поражает воображение, разбираться с каждым из них на собственном опыте зачастую не хватает ни времени, ни сил.
Поэтому мы попытаемся сориентировать вас в этом нелегком деле и рассказать о свойствах и функциях конкретных товаров. Итак, начнем. Чтобы не запутаться в многообразии аксессуаров, попробуем упорядочить их описание в соответствии с очередностью их применения при реальной эксплуатации. Первый снег, во дворе многоквартирного дома где-то гулко хлопнула дверь в парадном, поигрывая связкой ключей, вы подходите к своей мирно спящей под белым покрывалом машине, одно нажатие пальца на кнопку брелока: «мык-мык», и замки всех дверей открыты — хозяин, добро пожаловать.
ЛЕДЯНОЕ ПОПАДАЛОВО
На этом этапе трудности уже могут возникнуть у тех автолюбителей, чья машина открывается ключом или ночует в гараже (гаражные замки с электроприводом — большая редкость). О том, попала ли влага в личинку замка, вы узнаете первым. Поэтому наш первый рецепт — размораживатель замков. В продаже их существует великое множество, но мы советуем покупать средства в аэрозольных баллонах емкостью 20-50 мл. Если объем будет меньшим, то средства не хватит при сильном обледенении, если большим, то его будет просто неудобно носить, и в 90% случаев флакончик с размораживателем будет терпеливо дожидаться вас в салоне замерзшей машины.
Вдобавок аэрозольная форма наиболее удобна при использовании — факел распыла, как правило, очень широкий и проникает во все щели, к тому же большинство современных средств для размораживания замков, в т. ч. и в аэрозольной упаковке, содержат в своем составе не только спиртосодержащие компоненты, способные быстро справиться со льдом, но и в обязательном порядке комплекс антикоррозийных и смазывающих присадок, моментально образующих защитный слой на очищенных от корки льда металлических поверхностях. Год назад журнал «ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела» проводил тесты, и больше всего тогда нам понравились размораживатели KERRY и QUALCO.
Второе решение данной проблемы — брелоки, в которых есть металлическое жало, подогреваемое от встроенной батарейки. Методика работы с таким брелоком проста: вставляете жало в личинку замка, нажимаете на кнопку и ждете, пока нагретая пластина растопит лед в замке. Так дело обстоит в теории, но так ли это просто выглядит на практике? Ни подтвердить, ни опровергнуть это нам пока не удалось. Далее, допустим, что вы в машину все-таки попали, следующая задача — запустить двигатель. Вполне стандартная операция, которую каждый автолюбитель проделывал сотню раз.
И если ваш мотор и аккумулятор исправны и «заряжены» как надо, а в баке плещется качественное топливо, то и проблем как будто нет. На самом деле в период зимней эксплуатации каждый холодный запуск, пусть даже целиком и полностью исправного двигателя, сокращает жизнь последнего как минимум километров на 100 вполне реального, если выражаться точно, недопробега. Происходит это по многим причиинам: масляное «голодание» двигателя, увеличенные зазоры в кривошипно-шатунном механизме двигателя, обогащение горючей смеси из-за плохой испаряемости топлива.
Но все же, чихнув для приличия разок-другой, мотор бойко затарахтел, и теперь у вас в запасе остается еще по крайней мере минут десять до тех пор, пока салон автомобиля не прогреется до комфортной температуры. Конечно, разумнее всего было бы провести это время с пользой, а для этого необходимо, чтобы у вас под рукой всегда была или щетка-сметка, к примеру, из числа тех, о которых шла речь в 27-м номере нашего журнала за 2004 год, или лопатка для снега, или на худой конец скребок для льда…
С ЗАБОТОЙ О МОТОРЕСУРСЕ
Как правило, продавцы предпусковых подогревателей рисуют следующую идиллическую картину. Счастливый обладатель автомобиля с установленным на него вышеуказанным приспособлением, подойдя к окну, нажимает кнопку запуска подогрева с пульта управления и спокойно сидит дома, блаженно потягивая утренний чай с лимоном, в мирном ожидании того часа, как температура в салоне его автомобиля поднимется до положенных ей +20 °C, в то время как его незадачливый сосед или, того хуже, соседка активно стряхивают с себя остатки сна, пытаясь растолкать, прикурить, короче говоря, просто вернуть к жизни своего насквозь окоченевшего железного друга…После чего впечатывается текст приблизительно следующего содержания: «Я свой выбор уже сделал, теперь выбор за вами!», или что-то в этом роде.
Не хочется никого склонять к принятию того или иного решения подобными набросками, но все же представьте себе: раннее морозное утро в милой сердцу деревне, где-то далеко, далеко от родного города. Вы выходите из дома, садитесь в занесенную снегом машину и, согревая горячим нетерпеливым дыханием ее озябшее нутро, вставляете ключ в замок зажигания, поворачиваете его, а в ответ слышатся лишь обрывки стона и скрежета, исторгнутых из недр холодного подкапотного пространства, затем все смолкает, и уже ничто не в силах нарушить воцарившуюся на многие километры вокруг неповторимую зимнюю тишину. Для тех, кому эта картина покажется недостаточно яркой, на свое усмотрение добавьте к ней еще пару выразительных мазков — замерзшие дверные замки, ледяные сиденья, вмерзшие в оконную наледь щетки и т. д.
Но поверьте, что все это уже не в состоянии произвести никакого впечатления на владельца автомобиля с дизельным двигателем, который тем же морозным утром, едва взглянув на примерзший к основанию шкалы столбик термометра, так и не вышел из дома. Итак, продолжим разговор о различных возможных в наше время вариантах лечения «зимних болезней» вашего автомобиля, таких как проблемы с холодным пуском двигателя, увеличенный износ цилиндропоршневой группы, увеличенный расход топлива и как следствие превышение в десятки раз норм выброса СО, СН в атмосферу, перегрева каталитических нейтрализаторов — установка предпусковых подогревателей двигателя на бензиновые, и дополнительного подогрева топливного фильтра, топливной магистрали, а также топливозаборника на дизельные силовые агрегаты.
Существуют две большие группы подобных подогревателей — автономные, работающие на жидком топливе, и электрические, работающие от сети 220 В. Хочется начать данный обзор с автономного автомобильного подогревателя для дизельного топлива фирмы «Номакон». В комплект автоматизированного набора, работающего от бортовой сети с напряжением 12 В, входят — подогреватель бандажный для топливного фильтра, проточный подогреватель и электронный блок управления на базе микропроцессора, контролирующего систему в диапазоне рабочих для нее температур (от +3 до –40 °C). ЭБУ устанавливает последовательность включения подогревателей и свечей накала, следит за продолжительностью предпускового подогрева и отключает систему при падении напряжения сети ниже 7 В.
Потребляемая мощность предпускового нагревателя — 110-140 Вт, режим работы — кратковременный, включается перед «холодным» пуском двигателя на время от 3 до 6 минут, источник питания — аккумуляторная батарея, температурный градиент 25-35 °C при неработающем двигателе. Потребляемая мощность проточного нагревателя — 120 Вт, режим работы — постоянный, источник питания — генератор, температурный градиент — 15-25 °C в зависимости от количества прокачиваемой через него жидкости за единицу времени. При этом каждый из этих приборов всецело самостоятельная функциональная единица, и потому в состоянии хорошо работать как в паре, так и по отдельности.
Ну что ж, пожалуй, с устройством и принципом работы данной системой все ясно, настораживает только одно: в какой из физических фаз в момент пуска двигателя находится содержимое топливного бака — в твердом, жидком или желеобразном? Для дизельных автомобилей с бортовым напряжением 24 В фирма «Номакон» разработала такое полезное дополнение, как «Подогреваемый топливозаборник ТП 1», предназначенный для комбинированного подогрева дизельного топлива в зимних условиях эксплуатации непосредственно в топливном баке, при этом исполняющий все функции традиционного топливозаборника.
Предпусковой подогрев осуществляется позисторными нагревательными элементами, установленными на входе в топливозаборник. Постоянный (эксплуатационный) подогрев происходит за счет теплообмена с охлаждающей жидкостью, подаваемой в топливозаборник из системы отопления кабины. Благодаря хорошим способностям дизельного топлива аккумулировать тепло и значительной тепловой мощности (до 2 кВт) вырабатываемой подогревом топливозаборника удается исключить парафинизацию как самого топлива, так и топливных фильтров по пути к насосу высокого давления.
АККУМУЛЯТОРЫ ТЕПЛА
Следующий вид предпусковых подогревателей — т. н. тепловые аккумуляторы. Установочный комплект такого устройства состоит из аккумулятора тепла (емкость с хорошими теплоизолирующими свойствами), электрического насоса, электронного блока управления, пульта. Организована работа подобных устройств по очень простому принципу. Во время работы двигателя, в режиме его полного прогрева, некоторое количество горячего антифриза закачивается электронасосом в аккумулятор тепла. Перед «холодным» пуском двигателя горячий антифриз поступает из аккумулятора тепла в систему охлаждения, и тот же электронасос прогоняет ее уже по контуру.
Современная конструкция аккумуляторов тепла позволяет им в течение полутора — двух суток сохранять температуру закаченного в них антифриза. Эффективность работы УОПД (устройство облегчающее пуск двигателя) была хорошо продемонстрирована испытаниями, проведенными в МАДИ несколько лет назад. На серийный ВАЗ-21093 был установлен комплект УОПД. После прогрева двигателя машину заглушили и при температуре окружающей среды –20 °C оставили на улице. Через 12 часов после цикла прогрева температура охлаждающей жидкости в ГБЦ поднялась до +12 °C. Время прогрева до рабочей температуры сократилась в два раза, соответственно расход топлива в режиме прогрева уменьшился на 40-50%. Бесспорно, плюсы подобных систем предпускового подогрева — это их невысокая цена, простая и надежная конструкция, пожаробезопасность.